Айя-Напа, курорт, а не монастырь с водопроводом и фонтаном Печать
Хочу всё знать - Кипр ногами Барского

Декабрь 1735

Барский посещает монастырь Айя-Напа, названный так, по его мнению, из-за пещеры. На самом деле, этимология названия связана скорее с лесом. Название впервые встречается в документах в 1366 г. и связано с местностью. Расположен монастырь в трех часах ходьбы от Фамагусты и в восьми от Ларнаки. Этот монастырь, основанный как пещерный, роскошен, имеет собственные источники воды, в том числе фонтан, покрытый каменной часовенкой. Барский пишет, что он сделал зарисовку монастыря, но она или не сохранилась, или не идентифицирована.

Беседка с фонтаном

Обитель была основана некими «боярами христианскими» еще до турецкого владычества, когда в пещере была найдена чудотворная икона. Кто такие эти бояре – вопрос. Из христианских властителей Кипра можно назвать византийцев, крестоносцев и венецианцев. Учитывая, что история монастыря как архитектурного комплекса восходит к XIV столетию, можно предположить, что это были какие-то феодалы лузиньянового времени. XIV веком датируется готическая церковь при пещере. Легенда об основании монастыря рассказывает об охоте с собаками, именно собака нашла икону и залаяла, призывая хозяина. Псовая охота вполне укладывается в реалии быта благородных франков. В принципе, пещерное устройство монастыря, да еще и наличие источников воды, говорит о том, что некое подобие монастыря там существовало и до этого «боярина». Об иконе есть предание, что она была спрятана еще от иконоборцев, а это VII-VIII вв. Название (Пан) Агия Напа применяется и к ней тоже.

агиа напа

Икона – святыня монастыря – это высокая ростовая Богородица Влахернитисса, многократно переписанная. Насчет ранневизантийской ее древности сильно сомневаюсь, а XII в. – легко. Но тут я ориентируюсь на сохранившиеся подобные древности типа Богоматери Оранты в Киевской Софии (ΧΙ в.), Богоматери «Великая Панагия» (XIII в., Третьяковская галерея).

Отстроен монастырь был уже в XV в. при венецианцах, и все великолепие, которое описывает Барский, появилось именно при них, когда монастырь стал католическим и в него постриглась некая знатная девушка, которой не разрешали выйти замуж по любви за простолюдина. Это произошло около 1500 г., жила она долго, строила много. Барский пишет, что это самый крупный монастырский ансамбль на острове и второй по статусу после Киккского.

11

После османского завоевания (1571) католиков прогнали, и монастырь стал православным. Бывал и мужским, и женским. Сейчас в монастыре музей, потому что из-за развитого туризма ни о какой монашеской жизни там просто не может быть речи.

За подробностями отсылаю к отдельному рассказу.


barsky Исшедши же дня оного от Амохуста града, завратихь пут воспят и отъидохь к монастиру великому, нарицаемому Αγία Νάπα, трема часи от Амохуста, а осм чась от Ларнаки отстоящему и в епархеи архиепископской лежащему. Монастир оний немноги имат иноки, точию шест или седм, изначала же быст болший всех, якоже слышится, и нине простертием зданий паче иних болший есть.

Стоит недалече брега морского, яко стадию едину, внутр единого малого села, при отвалине гори, при единой пещере, на месте равном и веселомь, при воздусе здравом и при воде текущой, яже течет издалече от гор каменнозданним путем даже внутр монастиря и проходить сквозе монастир. Посреде же монастиря обретается фонтана, си ест горе скачущая вода, в великой чаши каменной, яже ест покровенна каменною каплицею, с главою; окрест же великое подворие, полное древес садовних, най паче же лимонов и помаранчовь, таможе и кипарис лепотний пред врати церкви стоит. Церковь же точию съпреди создана, прочее же пещера самородна, якоже от изображения, еже на хартии, может всяк уразумети.

Сего ради и монастир наречеся άγια νάπα, си ест святая пещера, ибо изначала в оной пещере некий образ чудотворний обретеся, иже и нине ест, и его ради вь имя пресвятия Богородицы создася мо настир лепь и пространен, от некиихь знаменитих бояр христианских, прежде власти Турецкой.

Монастир убо имат входа три, а церковь два, и тамо ходи каменнозданни, имиже нисходят внутрь, аки в яму, в пещеру. Пред едними врати течет источник води толст, и пред другими стоит кипарис. Не точию же храм, но и окрест обстоящий келии от лепо сеченних четвероуголних каменей создани, яко превосходит всех инихь монастирей здания. Есть же обитель она распространением болша всех, честию же и чином по Кикку вторая.

Есть же и сад великь пред монастиремь, с множеством древес и со водою, текущею в дексамению камепнозданну: имат от овец и козлищ изобилие великое, поля к всеванию много, древа лесовного окрест доволно, от востока и полудни имат лепозрачное море, от запада же и севера низкий и краснии гори. От оного убо монастыря до града Ларнаки, в нем же жителствовахь до времени, отстояния бяху часов осмь, и возвратихся воспять…


Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. Часть 2. СПб., 1886. С. 329-330

Место на карте

 

Координаты: 34.989450 33.999200 − монастырь Айя Напа

 

 

Литература

Зыкова Н.В. Паломничество на Кипр православный (по стопам Василия Григоровича-Барского). Ларнака, издательство Русского православного образовательного центра, 2013. С. 171.

Энциклопедия «Полигноси»

© Юлия Бузыкина