1734 год, август – октябрь. Левкосия Печать
Хочу всё знать - Кипр ногами Барского

Барский – учитель латинского языка

В 1734 году, имея огромный опыт путешествий и кое-какие связи (дружба с антиохийским патриархом Сильвестром, например, греком-киприотом по происхождению), Барский решил отправиться на Патмос с целью изучения греческого языка, а потом в Константинополь и домой. В Триполи (Ливан) Василий заболел лихорадкой и выздоровев, отплыл на Кипр, познакомиться с новопоставленным архиепископом Филофеем, поскольку был наслышан о нем как о мудром и добродетельном человеке.

Сильвестр с Филофеем

Филофей принял его в Левкосии очень тепло, расспросил обо всем и узнал, что Барский владеет латинским языком.

РезиденцияРезиденция

Это обстоятельство заставило Филофея возлюбить Барского не просто как брата во Христе и выдающуюся личность, но и как ценный кадр: у епископа было небольшое эллинское (классическое) училище, и ему были нужны люди. В училище не хватало преподавателя латинского языка, а это было важно, учитывая, что на Ближнем Востоке вообще и на Кипре в частности, были очень сильны католические ордена, особенно иезуиты. Именно тогда произошел раскол восточной церкви и параллельно существовало два антиохийских патриарха – один Сильвестр Киприот, сторонник православия, а второй – Кирилл, сторонник унии с Римом. Фактически это отдельная греко-католическая церковь, называемая мелькитской. Филофей совсем немного знал латинский, и сам был не против расширить и углубить свои знания. Он уговорил Барского остаться, поселил у себя дома, сажал с собой за стол, окружил любовью и вниманием, как в свое время антиохийский патриарх, а потом русский резидент в Константинополе, и свободолюбивый странник, который пока еще неважно себя чувствовал и потому мог сидеть на месте, сдался. Стал учить греческих студентов латинскому языку и грамматике. Идиллия продлилась недолго...


barsky Сего ради, оздравевши мало, отплих от Триполя в Кипр, ради обретения корабля к замишленному ми пути, и пребихь в пристанищи, нарицаемом Алекесь, неколикы дни. Таже идох к началнейшому граду, именуемому Левкосия, к новопосвященному тогда архиепископу Филофею (1), ради поклонения и видения, слишах бо прежде от многих о многих его добродетелех же и мудрости. Сице дошедши к нему и получивши его благое зрение, прият бых от него честно, иже многу сотвори с мною беседу, уразумев, кто и откуду, и како, и уведавь, яко знаях Латинский язик, начат мя преклоняти всяческими образи, да пребуду с ним некое время, да учу некиих учеников Латинской грамматики; знаяше же и он мало Латинского язика и хотяше более ползоватися от мене, и прекланяше мя всячески, да пребуду в дворе его.

Видящи убо аз его благонравие и еже к мне любов и помышляющи близ находящую зиму, еще же и немощь телеси моего, и боящися, да некако в болший впаду недуг, преклонихся благоуветливим его словесем и пребывах в дворе архиепископа Кипрского, учащи врученних ми учеников Латинского язика же и грамматики.

Имехь почесть от него и любов велию, с ним же и по вся дни на трапезе ядях, и познах его быти мужа мудра, благонравна, добродетелна и словесна, и велие попечение имуща о поучении, иже собра в время свое тамо училище Елинское (2), мене же удержа ради Латинского, тщащися усердно, всякими добродетелми, украсити свою паству.


Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. Часть 2. СПб., 1886. С. 240–241

Место на карте

 

Координаты: 35.172400 33.367570 − дворец Архиепископа в Никосии

 

 

Комментарий

 

(1) Филофей, архиепископ всего Кипра и Новой Юстинианы, даты предстоятельства 1734-1759. Незадолго до него кафедру занимал Сильвестр Кипрский, патриарх Антиохийский и всего Востока (27 сентября 1724—1766), активный противник унии с Римом. С Сильвестром Барский подружился в Дамаске (где в те годы располагалась резиденция антиохийских патриархов) и переписывался до конца жизни. Именно Сильвестр постриг Василия в монахи, надеясь таким образом оставить при себе.
До наших дней сохранились два портрета Филофея, он дважды запечатлен в росписях собора Иоанна Богослова в Левкосии, исполненных в 1736 году. Постройка была заложена в 1662 году. При Лузиньянах здесь находился монастырь бенедиктинцев в честь евангелиста Иоанна Богослова, но после изгнания тех и других с острова в 1426 году в обители здесь обосновались греки, которые сохранили посвящение главного храма – Иоанну Богослову. Позднее, в 1720 году весь комплекс был отремонтирован и превращен в архиепископскую резиденцию. Обновленная и дополненная роскошным дворцом архиепископа и президента Макария III, она остается такой и сейчас.
Первый портрет находится возле северных дверей и представляет собой традиционный византийский ктиторский портрет. Филофей обращается с молитвой к Иоанну Богослову, а тот представляет его Христу. Второй портрет находится в алтарной части в составе композиции «Служба святых отцов». Маленькое изображение Филофея вписано в фигуру святителя Сильвестра, что отражает также его почтение перед предшественником, на тот момент – патриархом. В руках Филофея – свиток с молитвой и датой росписи – 1736.
В школе, основанной Филофеем, преподавал также Ефрем Афинский, впоследствии – Иерусалимский патриарх.
(2) Имеется в виду классическое училище.

 

Литература

Зыкова Н.В. Паломничество на Кипр православный (по стопам Василия Григоровича-Барского). Ларнака, издательство Русского православного образовательного центра, 2013. С. 240–241.

Близнюк С.В. Леонтий Махера и его хроника «Повесть о сладкой земле Кипр» / Пер. с кипрского диалекта среднегреческого языка, вступительная статья и комментарий С.В. Близнюк. М., 2018. С. 24, 48, 67, 77, 83, 84, 92, 128, 146, 174, 176, 200, 206, 219-221, 227-229, 233, 244, 246, 261, 277, 283, 284-287, 291, 305, 308, 313, 314, 316, 331, 362-364, 367-369, 386, 388, 414, 438, 440, 445, 447, 453, 460, 464, 468, 469, 478, 480, 486, 491, 492, 529, 531, 532, 535, 538, 543, 550, 551, 557, 560, 561, 565, 578, 586, 588, 593-596, 609, 621, 636, 643, 656, 658, 669-672, 674, 676-678, 681, 698, 706, 707, 711-714, 717-719, 725.

Близнюк С.В. Королевство Кипр и итальянские морские республики в XIII–XV вв. М., 2016. С. 59, 62-64, 65, 71, 73, 75-77, 79, 82, 84, 85, 89, 91-93, 95, 99, 104, 105, 108-110, 122, 127, 134, 135, 142, 145, 146, 151-153, 158, 161, 165, 168, 170, 176, 183, 185, 187, 194-196, 199, 201, 203, 216, 221, 224-226, 228-230, 232, 234, 244, 253, 254,м256-258, 261, 264-271, 273-278, 280-282, 288, 290, 291, 293, 294, 297-302, 306, 307, 310, 311, 313-315, 317-320, 326, 328-331, 335, 341-345, 352, 355-357, 371, 372, 374, 375, 378, 379, 382, 383, 395-398, 401, 404, 405-407, 409-411, 413, 415, 417, 424, 427, 435, 437, 441, 443-446, 448, 450, 453.

Stylianou A.&J. The painted churches of Cyprus. Treasures of Byzantine Art. Nicosia, 1985. 2nd edition: Nicosia, 1997. Pp. 17, 18, 38, 42, 71, 72, 75, 495-499 (о церкви Иоанна Богослова; портрет Филофея).

 

© Юлия Бузыкина