В далёком уже 2008-м году, когда мы только начинали самостоятельные поездки по Кипру на арендованной машине, краем глаза где-то в глубинах интернета заметили упоминание о сохранившихся в горах Троодоса венецианских мостах. Изучив бумажную карту, которая была в то время у нас в распоряжении, мы обнаружили на ней аж три: Roudias, Kelefos и Elia. Первый с нашей точки зрения был расположен не очень удобно − глядя на карту Кипра было не совсем понятно, как до него добираться. А вот второй и третий мосты находились недалеко друг от друга, и особенно приятно, что третий был помечен совсем рядом с трассой, проходящей вдоль деревни Фини, неподалёку от которой ещё есть водопад Хантара. В общем мы спланировали поездку так, чтобы посетить деревню, водопад, а потом заскочить мимоходом к мостикам. Сказано − сделано. В путь!
В поисках венецианских мостов
Успешно добрались до Фини, потом до Хантары. Находились, набродились. Настало время поиска веницианского моста. Отметив на карте точку, где должен быть съезд с трассы к мосту Elia, мы отправились на её поиски и достаточно быстро нашли. Рядом находился указатель, который гласил, что к мостикам мол сюда, и до них... но вот сколько до них добираться приходилось только гадать, потому что цифра была стёрта и осталась только надпись km. Странно, ведь на карте Elia Bridge находится чуть ли не у самой дороги... ну метров двести, не больше. Найдём! − решили мы и смело свернули на грунтовку.
Проехали петляя метров пятьсот − нет моста. Едем дальше. Вдруг к машине чуть ли не под колёса бросается собака и начинает бежать параллельным курсом, подскакивая на ходу, чтобы заглянуть в окно рядом с водителем, при этом оглушая не слишком дружелюбным лаем. Так продолжалось метров двести. Собака есть, а моста нет и нет никакого указателя, что он где-то там будет. Проехали ещё с километр. По дороге за это время попалась пара развилок. А точно мы правильно на них свернули? − промелькнуло в голове. Проехали ещё... нет указателей. В итоге решили сдаться и повернуть назад. Снова та же, облаивающая нас, собака − верная примета, что хоть с обратной дороги не сбились. Выехали, наконец, опять на трассу...
Ну что делать, не пропадать же дню! Просто поедем дальше и посмотрим на другие места, пусть и не запланированные на сегодня. Дорога привела к одной из деревушек, в которой стояла симпатичная старая церковь, к сожалению, закрытая.
Поехали дальше, в надежде поглядывая по сторонам и ища глазами указатели. Благо что дорога живописная − поворот за поворотом, поворот за поворотом... И вдруг на обочине мелькнула коричневая дощечка. Точно, это указатель на мостики. Нашли!!! Правда буква V в названии выпала, но это не горе.
Воодушевлённые тем, что мы всё-таки нашли эти потаённые мостики, пошли по тропе, куда указывала табличка. Порой приходилось продираться через местные "джунгли", миновать места отдыха "первобытного" племени...
... как вдруг, к большой радости, нам открылся вид на тот самый мост, который мы так долго сегодня искали. Вот он.
Мосты были построены в период венецианского правления на Кипре (1489-1571 гг). Они являлись частью тропы, по которой верблюжьими караванами из гор Троодоса доставлялась добытая медь в Полис и Пафос. Позже надобность в этих маршрутах отпала, но мостики и сегодня являются своеобразными изюминками Кипра, притягивающими большое число самостоятельных туристов.
Вот и мы притянулись. Если вы были внимательны, то успели заметить, что на указателе написано "bridges", то бишь "мосты" (во множественном числе). Не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы предположить, что здесь должен быть как минимум ещё один мост. Мы решили проверить эту гипотезу и продолжили путь дальше. Через некоторое время попался указатель с названием следующего мостика, что подтверждало правильность выбранного маршрута.
Стоп, стоп, стоп!!! Какой ещё Mylou? Мы же твёрдо помним, что на карте было отмечено три моста, и никакого Милоу среди них в помине не было! Думая над этой неразрешимой пока загадкой, пошли дальше в надежде обнаружить этот самый Bridge. Долго искать не пришлось − мостик вскоре предстал перед нашим взором во всей своей красе.
Неспешно побродив по окрестностям и вдоволь нафотографировавшись, вернулись к машине. В то время навигатора с собой у нас ещё не было, поэтому решили разобраться со своей дислокацией по карте. Судя по всему, мы находились в нескольких километрах на северо-восток от ближайшего моста, отмеченного на ней. В тот момент мы почувствовали себя первооткрывателями, нашедшими мосты, не отмеченные на карте Кипра! Потом, конечно, попытались найти в интернете хоть что-нибудь про них, но практически тщетно. Только на паре англоязычных сайтов попалось какое-то упоминание. Наверно такие же "первооткрыватели" как и мы написали.
Так а что делать с "официальными" мостами, которые нам сегодня так и не покорились? На семейном совете дружно было решено продолжить их поиски на следующий день.
День второй
На этот раз решили, что не стоит полагаться на авось и на карту, а посмотреть в интернете как лучше до них добраться. Обычно такую информацию достаточно быстро можно найти, но не в этот раз. Встречались рассказы или просто упоминание названия мостов, а вот как добраться − фигвам. К счастью, в результате наткнулись на примерное описание маршрута, где хотя бы говорилось по каким дорогам такой же ненормальный как и мы туда добирался. Это было ценной информацией, и мы, вооружённые новыми знаниями, двинулись в путь. Отличие от вчерашнего маршрута заключалось в том, что вчера была попытка пробраться к мостам, обойдя их с севера, а надо было продираться с юга.
В Санкт-Петербурге, откуда мы родом, находится более трёхсот мостов на любой вкус. Зачем нам здесь искать ещё какие-то? Ладно бы из Монголии приехали, где степь да степь кругом. А нам-то зачем? Этот вопрос покрутился немного в наших головах и быстро развеялся. Любая поездка по Кипру для нас это и развлечение, и новые познания и... подарок судьбы. Последнее особенно чувствуется во время написания этих строк, когда за окном снег и метель. Ну а раз и вам эти мостики интересны, то это значит, что похожих людей в мире много.
Дорога километр за километром послушно убегала вдаль за колёса нашего авто, как вдруг Лена приметила слева по курсу какие-то необычные каменные изваяния. Решили приостановиться и сфотографировать их, да и чуток поразмяться заодно. Я полез за фоторюкзаком... и не нашёл его. Украли! − первое, что пришло в голову. Мозг ведь не хочет сразу признать себя виноватым. Поняв, что из движущегося автомобиля трудно что-либо украсть, причём на Кипре, быстро пришло правильное понимание − забыл дома! Во всём, конечно, была виновата Лена, потому что не напомнила перед выходом. Ну не я же! И что дальше делать? Мостики, судя по карте, уже совсем рядом, а фотографий их не будет... В итоге было решено − возвращаемся домой за фотоаппаратом, а потом снова возвращаемся сюда. Какие-то 60 вёрст туда и столько же обратно − бешеной собаке не крюк.
После чашки кофе с бутербродом настроение улучшилось, и мы с фотоаппаратом подмышкой уже снова в дороге. Ездить на машине по Кипру это вам не мешки ворочать, поэтому обратный путь нас ничуть не утомил. Теперь главной задачей было найти мостики. Ах да, мы же на пути к ним останавливались, чтобы заснять что-то каменное. Остановились снова и засняли. Ну и пусть, что при ближайшем рассмотрении камни оказались какими-то "песчаными" фигурами, но ведь красивое же место!
Передохнули и двинулись дальше. Теперь уже осталось всего ничего, если верить маршруту, срисованному из интернета. Надо для начала свернуть с шоссе в сторону деревни Agios Nikolaos., а потом... Впрочем о том, как сюда добраться мы расскажем позже, а пока просто едем. Сворачиваем к деревне, потом ещё несколько километров пути, и мы практически у цели. Моста ещё не видно, но зато уже видна река Dhiarizos, собственно через которую и перекинут мост. А место остановки попалось тоже очень живописное − у большой раскидистой сосны.
Небольшая прогулка пешком, и вот мы у красавца-моста Келефос (Kelefos, Tselefos, Τζιελεφού).
Понятно, что после таких долгих поисков не могли покинуть это место вот так сразу. Погуляли, пофотографировали, поигрались с водичкой. Нам думается, что вы будете делать примерно то же самое, когда окажетесь здесь. Вот так, как вариант.
Можем ещё показать небольшое видео на полминутки.
Остальные фото вы сможете посмотреть в нашем фотоальбоме, а пока давайте поедем дальше. Неподалёку от моста Келефос есть ещё один венецианский мост. Вот туда и направимся. Для этого надо просто проехать дальше по дороге, по которой сюда и добирались, примерно три с небольшим километра. Оставляем машину на обочине и следуем по направлению указателя на Elia Bridge. Опять небольшая прогулка по тропе, и перед взором появляется тот самый мост. Кстати, он самый небольшой из трёх, отмеченных на карте Кипра. Вот он.
Наверно мы вас сегодня утомили столь продолжительным рассказом. Напоследок предлагаем посмотреть фотоальбом, а для тех, кто решил пойти по нашим стопам, поведаем как до них добраться.
Начнём по-порядку с первого дня. Сначала добираемся до деревни Фини, как это описано в нашем рассказе о ней. Далее держим направление на деревню Treis Elis (Τρεις Ελιές), что в переводе означает Три сосны оливы. Кстати, второй мост имеет аналогичное название. В деревне сходятся несколько дорог. Нужно выбраться на ту, которая ведёт в сторону деревни Kaminaria (Καμινάρια). Менее чем через километр дорога приведёт к указателю на мостики. Не пропустите! Покажем GPS координаты этого места.
34.925740 32.792900 − место стоянки вблизи мостов Mylou и Treis Elis
Теперь отправимся в "день второй" в поисках мостов Kelefos и Elia. Сначала двигаемся из Лимасола по маршруту Лимасол-Троодос. Миновав Тримиклини, сворачиваем влево в сторону деревни Pera Pedi. Такой же маршрут, как если бы мы хотели посетить известную деревню Омодос. Хорошая идея заехать в неё, а потом мимоходом и к мостикам заглянуть. Но пока не отвлекаемся, следуем через Пера Педи к деревне Мандрия. В конце неё упрёмся в дорогу, на которой надо повернуть влево в сторону того же Омодоса. Примерно через километр будет развилка − влево на Омодос, а вправо на деревню имени святого Николая − Agios Nikolaos (Άγιος Νικόλαος). Вот нам туда и надо. От развилки до поворота в Agios Nikolaos около восьми километров. Заезжаем в деревню и ищем указатель на Kelefos bridge. Дорога поведёт вглубь деревни и, превратившись из асфальтовой в грунтовую, выведет из неё по направлению к мосту, который находится от выезда примерно в шести километрах.
Мы расписали этот маршрут так, как шли по нему сами. Есть и другой путь. Можно просто свернуть, не доезжая до деревни Agios Nikolaos примерно километр. Ну пусть вас так поведёт навигатор, GPS координаты для которого мы приведём ниже.
34.889100 32.748000 − место стоянки неподалёку от Kelefos Bridge
Если вы ехали по грунтовке со стороны деревни Agios Nikolaos, то спешим обрадовать − в ста метрах от указанного места остановки проходит асфальтовая дорога. Надо выехать на неё и свернуть влево. Движемся ещё примерно три с небольшим километра до места остановки вблизи от моста Elias.
34.895900 32.773880 − место стоянки неподалёку от Elias Bridge
Ну вот и всё на сегодня. Осталось только посмотреть эти места на карте.
Добрый день! Прежде всего, спасибо вам за ваш замечательный сайт, мы очень рады, что на просторах интернета наткнулись на него. Мы очень любим путешествовать на машине по нетрадиционным местам и очень любим Кипр.
Хотел по горячим следам поделиться впечатлениями о поездке к мостам Kelefos и Elia (по состоянию на 30.03.2014. Мы ехали из Ларнаки, вбили в навигатор Agios Nikolaos (тут главное - не перепутать, поскольку деревень с таким названием штук пять :), до Mandria было всё как планировалось. Далее возник конфликт с навигатором: на развилке, на которой стоял указатель на Agios Nikolaos, он погнал нас в другую сторону. Мы поверили навигатору, и зря: несколько километров мы ехали по очень плохой грунтовке параллельно отличному свежеположенному асфальту (метров на сто ниже нас по горе). Благо - потом эти две дороги слились вместе. В самой Agios Nikolaos мы ориентировались по указателям "на венецианские мосты", проехали всю деревню насквозь и выбрались на дорогу, которую тоже уже успели заасфальтировать :) Далее через несколько километров - съезд с дороги налево-вниз с указателем "место для пикника", сто метров по лесной дороге - и вот он, Келефос, подъехать можно прямо к нему, даже на обычной машине. Рядом с мостом стоит информационный щит с пешеходными тропами до двух других мостов, но расстояния показались нам чрезмерными: до Elia - 4 километра. В общем, после фотосессии мы поднялись обратно на дорогу и поехали дальше в сторону деревни Kaminaria. Через несколько километров дорога въезжает на мост над ручьём, внимание - мост Elia - сразу справа внизу. За мостом стоит указатель на него, но можно и проскочить (повторюсь - дорога асфальтированная и приличного качества). Т.е., можно оставить машину на обочине и спуститься к мосту, а можно фотографировать его прямо из салона, если лень :) Если поехать по этой дороге дальше (что мы, понятно, сделали), покрытие становится резко хуже, на дороге постоянно встречаются нападавшие камни, иногда серьёзные, но можно выехать напрямую на Киккос.
Ещё раз спасибо за прекрасный сайт! Сегодня поедем по вашей наводке на Kato Dris.
Спасибо Вам огромное за сайт! Хотели съездить к водопадам и мостам, но с ребёнком 3ех лет желательно знать точный маршрут, чтоб не терять время на поиск и не мучить ребёнка в машине) первая поездка была неудачная, ехали сами наобум, а во второй раз удалось найти ваш сайт и благодаря ему удалось посетить 2 моста и 2 водопада! Спасибо большое, написано очень подробно и интересно! А наличие точек GPS был дополнительным очень приятным бонусом для нас!!! Спасибо за вашу работу!)))
Комментарии
Прежде всего, спасибо вам за ваш замечательный сайт, мы очень рады, что на просторах интернета наткнулись на него.
Мы очень любим путешествовать на машине по нетрадиционным местам и очень любим Кипр.
Хотел по горячим следам поделиться впечатлениями о поездке к мостам Kelefos и Elia (по состоянию на 30.03.2014.
Мы ехали из Ларнаки, вбили в навигатор Agios Nikolaos (тут главное - не перепутать, поскольку деревень с таким названием штук пять :), до Mandria было всё как планировалось. Далее возник конфликт с навигатором: на развилке, на которой стоял указатель на Agios Nikolaos, он погнал нас в другую сторону. Мы поверили навигатору, и зря: несколько километров мы ехали по очень плохой грунтовке параллельно отличному свежеположенном у асфальту (метров на сто ниже нас по горе). Благо - потом эти две дороги слились вместе. В самой Agios Nikolaos мы ориентировались по указателям "на венецианские мосты", проехали всю деревню насквозь и выбрались на дорогу, которую тоже уже успели заасфальтироват ь :)
Далее через несколько километров - съезд с дороги налево-вниз с указателем "место для пикника", сто метров по лесной дороге - и вот он, Келефос, подъехать можно прямо к нему, даже на обычной машине. Рядом с мостом стоит информационный щит с пешеходными тропами до двух других мостов, но расстояния показались нам чрезмерными: до Elia - 4 километра.
В общем, после фотосессии мы поднялись обратно на дорогу и поехали дальше в сторону деревни Kaminaria. Через несколько километров дорога въезжает на мост над ручьём, внимание - мост Elia - сразу справа внизу. За мостом стоит указатель на него, но можно и проскочить (повторюсь - дорога асфальтированна я и приличного качества). Т.е., можно оставить машину на обочине и спуститься к мосту, а можно фотографировать его прямо из салона, если лень :)
Если поехать по этой дороге дальше (что мы, понятно, сделали), покрытие становится резко хуже, на дороге постоянно встречаются нападавшие камни, иногда серьёзные, но можно выехать напрямую на Киккос.
Ещё раз спасибо за прекрасный сайт!
Сегодня поедем по вашей наводке на Kato Dris.
RSS лента комментариев этой записи