Церковь Богородицы Фанеромени. Никосия. Кипр
Одной из первых достопримечательностей Старого Города, которая встретится вам на пути, будет церковь Богородицы Фанеромени (ударение на второе "е"). На самом деле она расположилась почти на "зелёной линии", которая разделяет греческую часть Никосии от турецкой. Но часто маршрут пешей прогулки строится так, что сначала все идут по центральной улице Ледра до пропускного пункта, а потом сворачивают вправо. Просто в правой части находится больше интересностей. И вот после поворота почти неизбежно мы попадём на площадь Фанеромени, на которой и стоит одноимённая церковь. Ну скорее, конечно, площадь названа по имени церкви, а не наоборот. Ладно, с местоположением мы потом разберёмся, а пока покажем, как она выглядит.
Сейчас это самая большая церковь в Никосии. Современное здание построено относительно недавно − в 1872 году. Но истоки зарождения церкви восходят ко временам правления Лузиньянов.
Внутреннее убранство церкви украшает внушительный резной деревянный покрытый золотом иконостас, расположившийся внутри её белых стен, которые не отвлекают на себя внимание, а просто подсвечивают его. Иконостас датируется XVIII - XIX вв.
Одно из центральных мест в церкви Богородицы Фанеромени занимает большой крест, чеканку которого можно долго рассматривать как отдельное произведение искусства. Давайте посмотрим сначала на него "целиком", ...
... а потом посмотрим на некоторые фрагменты.
Сперва кажется, что стены церкви совсем "голые". Но если приглядеться, на них можно найти несколько фресок, выполненных в 1929 году художником Иоаннисом Киссонегрисом. Чаще всего на куполе церкви изображают образ Христа Вседержителя (Пантократора). Здесь Иоаннис изобразил Бога Отца Вседержителя, а в треугольниках купола − четырёх евангелистов.
Ещё одну фреску можно обнаружить в конхе алтаря, то есть в полукуполе за иконостасом. Там изображена Богородица Платитера ("Ширшая небес").
На втором фото можно также разглядеть алтарный престол с навесом (киворием), который является прекрасным образцом резьбы по дереву. На престоле установлена серебряная дарохранительница. Жаль поближе разглядеть не удалось, так как снимали через "щёлочку" в иконостасе. А говорят, что это один из прекраснейших образцов ювелирного дела. Что ж, поверим на слово.
Посередине церкви с купола свешивается серебряный светильник. Он был изготовлен в 1856 году на средства, полученные от продажи серебра, которое принёс в дар церкви тогдашний османский наместник Кипра Кучук Мехмед. Но не потому, что он был такой добрый. Местная легенда гласит, что турки хотели превратить церковь в мечеть, но на защиту встала сама Богородица. В качестве "откупа" и был принесён этот дар. О Кучуке у нас ещё будет возможность поговорить, а пока посмотрим на светильник.
Раз речь уже дошла до преданий, давайте немного затронем историю церкви.
История церкви Богородицы Фанеромени и главной её иконы
Считается, что церковь была создана на этом месте в конце XIII века во время правления французских королей Лузиньянов. Позже был основан женский монастырь, монахини которого изготавливали шёлк. С приходом османского правления и захватом турками Никосии в 1571 году, монастырь был разрушен, а монастырский храм был превращён в приходской. Легенда гласит, что потом турки пытались превратить его в мечеть, но назначенные ими имамы после вступления в должность неожиданно умирали. Почти три столетия спустя и Кучук Мехмед попробовал сделать то же самое, но мы уже выше писали о том, что из этого вышло.
Теперь перейдём к иконе Богородицы Фанеромени. Название "Фанеромени" можно с греческого перевести как "Явленная". Здание церкви неоднократно перестраивалось. Причиной тому было и землетрясение, разрушившее самую старую постройку. Во время очередных строительных работ и была найдена (явилась) икона Богородицы, которую после этого стали именовать Фанеромени. Икона датируется XIV веком.
Сегодня икона Богородицы Фанеромени располагается в иконостасе церкви среди других, более "молодых" икон, украшенных богатыми позолоченными окладами. Они были написаны в различные эпохи и датируются XVi - XX веками. Икона Богородицы также обрамлена окладом, да ещё и с "дверкой". Давайте на неё взглянем.
А теперь на другие иконы, особо понравившиеся нам.
Там их много, поэтому остальные вы сможете посмотреть в нашем фотоальбоме, а лучше − воочию.
Икона Богородицы Фанеромени − копия или оригинал?
Не дадим повод истинным знатокам кипрской иконографии "поглумиться" над нашим дилетантством в этой области! Да, мы знаем, что в иконостасе выставлена не та икона, которая "явилась" когда-то, а её копия, выполненная в 1924 году художником Адамантиосом Диамандисом. Это и не тайна вовсе. А настоящая икона хранится в кипрских "запасниках", но выставляется в церкви всего пару раз в году. Один из них приходится на 25 марта, когда на Кипре празднуют Благовещение Пресвятой Богородицы, а второй − на 28 октября, на праздник Покрова.
Побывав в этой церкви 19 марта и собрав весь (как нам казалось) фотоматериал для рассказа о ней, вдруг сами узнаём, что 25 марта как раз и выставят здесь подлинник иконы. Мы для себя поняли, что без её фотографии в рассказе будет чего-то не хватать. Да и самим интересно было посмотреть, поскольку в этот момент ещё были на Кипре. В итоге запланировали поездку в Никосию ещё и на 25 марта.
Икона Богородицы Фанеромени, как и ожидалось, была выставлена в этот день внутри церкви на специальном "престоле" в цветочном окружении. Если посмотреть на предыдущие фото и на то, что покажем ниже, пытливым взглядом, может возникнуть вопрос, а что делают греческие флаги в церкви? На него мы ответим чуть позже, а пока сосредоточимся всё же на иконе.
Она была без оклада, но закрыта стеклом. что ну очень мешало при съёмке − как ни крутись, а отовсюду были видны блики от окон. Но, надеемся, вы простите нас за эти технические погрешности.
Кстати, при входе в церковь можно забрать буклет о ней, причём на русском языке. Мы воспользовались этим, и приведём несколько фраз из буклета, посвящённые описанию иконы.
Чудотворная икона Богородицы Фанеромени датируется 14 веком. Когда-то она была палладием (оберегом) монастыря Богородицы Фанеромени. Богоматерь на ней изображена по типу Одигитрии (Указующей Путь). Справа и слева в рамке изображены шесть святых авторов гимнов, воспевших Богородицу. Считается, что икона, как об этом свидетельствуют надписи на ней, посылает дожди. Икона хранится в алтаре и выставляется в помещении храма только в богородичные праздники.
Другие источники вещают, что подлинник иконы хранится обычно в Византийском Музее Фонда Архиепископа Макариоса III. Не будем выяснять сейчас подробности о месте хранения иконы − главное, что она есть. На этой мажорной ноте покинем помещение церкви и оглядимся по сторонам.
А жизнь здесь бьёт ключом! Заполнены кафешки, окружающие церковь. Иногда на церковной площади устраивают различные фестивали и праздники, но об этом мы расскажем в другой раз. Сегодня просто обойдём церковь Фанеромени вокруг и посмотрим что же здесь ещё есть. И "найденное" снова нас отнесёт к временам турецкого правления на острове, даже к его заключительной стадии − 1821 году. Немного истории.
Греция, Кипр, Россия и Богородица
25 марта празднуется Благовещение Пресвятой Богородицы, о чём мы повествовали выше. Но в этот же день в Греции отмечается День независимости. Теперь вы наверно поняли почему на фотографиях в церкви видны греческие флаги. Совпадение дат? − возможно. Но именно 25 марта 1821 года в греческом монастыре Агиа Лавра в Калаврите впервые прозвучал призыв "Свобода или смерть" и митрополит Герман Патрский поднял знамя революции. Этому предшествовали следующие события.
На юге Российской Империи в то время проживало много греков. Греция же тогда находилась под властью Османской империи, с которой Россия совсем не дружила, мягко говоря. И вот в 1814 году в Одессе была основана тайная революционная греческая организация "Филики Этерия" ("Дружеское общество"). Александр Ипсиланти − офицер русской службы, близкий ко двору Александра I, участник Отечественной войны 1812 года и "по совместительству" один из руководителей Филики Этерия, в начале марта 1821 года во главе вооруженного отряда поднял восстание в Молдавии. Хотя оно и было подавлено, но дало толчок "греческим" грекам, которые 25 марта подняли уже своё знамя. Потребовалось ещё четыре долгих года, пока независимость Греции была признана Турцией и всеми другими странами, но именно 25 марта считается национальным праздником в Греции, равно как и на Кипре, и является выходным днём в обеих странах.
Итак, с утра 25 марта приехали снова в Никосию, чтобы застать подлинник иконы Богородицы Фанеромени в церкви, но дорогу преградила полиция. Не конкретно нам, а всем − центральные улицы были перекрыты, поскольку на них проходил праздничный парад. Мы рады на Кипре любому действу, поэтому парад тоже поснимали.
Часа через полтора после окончания парада всё же добрались и до церкви Фанеромени. Но продолжим "исторический" рассказ далее.
Многие видные деятели греческой общины острова во главе с Архиепископом Киприаном и митрополитами были членами "Филики Этерия". Начиная с 1881 года Киприан даже провёл несколько тайных встреч с представителями этой организации. Местом для бесед служил подземный ход, соединяющий Архиепископию со зданием Всекипрской гимназии, расположенным через улицу. Говорят, что этот ход существует до сих пор. Александра Ипсиланти в 1820 году даже написал письмо архиепископу с вопросом, примкнут ли киприоты к намечающемуся восстанию. Киприан пообещал помощь будущим "повстанцам", если не военной, то материальной и духовной поддержкой. В общем "революционная ситуация" назревала. Давайте посмотрим на портреты озвученных персонажей.
Когда для турков в Греции "запахло жареным", они начали ответные действия. Тогдашнему наместнику Кипра Мехмуду Кучуку было известно о связях Киприана и других деятелей кипрской церкви с революционерами. Но и друзьям Киприана было известно, что туркам об этом известно, и они настоятельно советовали архиепископу покинуть остров, но Киприан отказался. И вот 9 июня 1821 года Мехмед Кучук велел всему высшему духовенству Кипра собраться в Никосии, после чего устроил над ними расправу. Киприан, три митрополита и ещё почти пятьсот священнослужителей и обычных мирян в течение четырёх дней были казнены.
Церковь Фанеромени поначалу стала местом захоронения семнадцати человек − архиепископа, трёх митрополитов и самых именитых горожан. Вернее сначала их захоронили рядом с церковью, а позже, в 1872—1873, годах их останки поместили в храме в специально сооруженной гробнице под святым алтарем. А в 1930 году во дворе церкви был построен мраморный мавзолей, который мы можем наблюдать и сейчас.
На заднем плане мавзолея хорошо просматривается большое здание, выполненное в стиле неоклассицизма. Это школа Фанеромени. Она была построена в 1925 году и предназначалась для обучения девочек. За ней так и закрепилось название "школа девиц". Сегодня там и мальчики тоже учатся − это и начальная школа и гимназия для детей от 6 до 15 лет. Справа видно здание, в котором сегодня находится Православный Христианский союз Молодёжи и учебные комнаты конфессиональной воскресной школы.
Ну и наконец с именем Фанеромени связано ещё одно здание, в котором располагалась библиотека. "Библиотека Фанеромени" является одним из важнейших зданий старого города. Она была открыта в 1934году и вплоть до вторжения турецкой армии в 1974 году оставалась основной библиотекой Никосии. Сейчас вся коллекция библиотеки перенесена в Архиепископский дворец. Это большое белое здание трудно не заметить, прогуливаясь по старому городу.
Пожалуй на этом и завершим сегодняшний рассказ о церкви Богородицы Фанеромени. Нам ещё сегодня гулять и гулять дальше по старому городу. Много чего интересного ждёт... Но об этом позже расскажем. Пока посмотрите наш "расширенный" фотоальбом о церкви и её координаты.
Фотоальбом
Посмотреть фотоальбом
GPS координаты и место на карте Никосии
35.173360 33.363020 − координаты площади рядом с церковью Богородицы Фанеромени
Посмотреть карту
|