Дом Хаджигеоргакиса Корнесиоса (Hadjigeorgakis Kornesios House). Никосия. Кипр
Недалеко от Архиепископского дворца, на пересечении улиц Хаджигеоргаки и Патриарха Григория V, расположен дом Хаджигеоргакиса Корнесиоса. От дворца, рядом с которым не раз бывали, ходьбы до дома пара минут, но наша дорога почему-то всегда пролегала мимо.
Итак, проходим немного по улочке, что слева от здания дворца, и видим особняк с приметным балконом − это и есть Дом Корнесиоса.
Прежде чем заглянуть внутрь, поведаем пару слов о бывшем владельце особняка.
Хаджигеоргакис Корнесиос
Хаджигеоргакис Корнесиос был драгоманом. Если не знаете что это, то не подумайте плохого, сейчас поясним.
Драгоман — официальная должность переводчика и посредника между ближневосточными и азиатскими державами и европейскими дипломатическими и торговыми представительствами. Должность предполагала как переводческие, так и дипломатические функции. Хаджигеоргакис почитался народом и пользовался уважением священнослужителей.
В сферу деятельности Хаджигеоргакиса входили налоговые и административные вопросы, вследствие чего ему приходилось общаться с представителями местного кипрского управления, то есть с турецким губернатором и турецкой знатью, с одной стороны, и с высшим греческим духовенством и старейшинами, с другой. Но были и завистники со стороны турецкой знати. Мы пропустим подробное описание жизни Корнесиоса, с которым вы сможете ознакомиться в приведённом ниже рассказе от CTO. Лишь скажем, что в результате интриг в марте 1809 года в Константинополе он был обезглавлен, а его имущество конфисковано.
Дом сменил нескольких владельцев, которые неоднократно изменяли его планировку. После смерти последней владелицы в 1979 году принадлежащая ей часть дома вместе с мебелью была завещана кипрской Архиепископии. Оставшаяся часть особняка приобретена Департаментом древностей. В 1981 - 1987 годах в особняке проведены реставрационные работы, и сегодня его архитектура соответствует той форме, которую он имел в конце 19-го века, до его разделения между наследниками. В настоящее время особняк находится в статусе "Древнего памятника".
На сайте Кипрской Организации по Туризму (CTO) выложен аудиотур по Дому Корнесиоса, а также его текстовое описание, доступные для скачивания. Мы их приведём здесь.
А далее будем частично цитировать этот текст, сопровождая своими фотографиями и репликами.
Особняк − это большая двухэтажная постройка из местного обтесанного известняка, которая включает в себя три крыла, образующих собой букву П. Внешний фасад здания похож на крепость благодаря монолитным стенам и высоким окнам с решетками в три ряда. Окна второго этажа больше размером и укреплены железной решеткой только в нижней части. Над ними в третьем ряду расположены небольшие прямоугольные решетчатые окна. На северном фасаде над главным входом выступает закрытый деревянный балкон. Стрельчатая арка с рельефным украшением (оставшаяся, вероятно, от предыдущей постройки) образует притолоку, увенчанную встроенной мраморной плитой с рельефом, на которой изображен крылатый венецианский лев. Голова льва обращена к зрителю, а правая лапа держится над открытым евангелием с латинской надписью «Pax tibi Marce Evanglista meus» (Мир тебе Марк, мой Евангелист). Справа от льва видна башня с флагом, а в центре двуглавый орёл на щите, обрамленном ветвями гранатового дерева в горизонтальном расположении. В центре орла изображен крест на холме, а по нижней части плиты проходит лента пальметт. Крест на холме напоминает простейшую форму фамильного герба Подокадаро, латинизированной греческой аристократической семьи, одной из важнейших на Кипре начала 16-го века. Её имя носит один из бастионов стен старого города Никосии, построенный на средства этой семьи. Однако данная плита не является фамильным гербом и, вероятно, была перенесена сюда с более старой постройки.
Обратив наше внимание на три крыла здания, мы заметим, что западное крыло сохраняет характерный для внешнего фасада облик крепости с монолитными стенами из известняка, в то время как восточное и северное состоят из деревянных рам, наполненных различными материалами. Деревянные элементы, большое число окон и белые стены верхнего этажа придают архитектурную легкость этим постройкам.
Характерным для этого памятника архитектурным элементом являются стрельчатые арки нижнего этажа, проходящие по всему внутреннему периметру здания и образующие собой галереи.
Лестница с деревянным навесом, расположенная в восточном крыле особняка ведет нас на верхний этаж, обставленный мебелью и предметами декора конца 19-го (период английского правления) до второй трети 20-го века, когда дом был приобретен Департаментом древностей. Мы сразу же заходим в комнату, сообщающуюся с основными комнатами этажа. Этот салон хорошо освещен благодаря большому количеству окон.
Светлая гостиная идет к северу и заканчивается небольшим закрытым балконом, который мы видели на фасаде. Восточнее балкона находится большая квадратная комната с четырнадцатью окнами в два ряда, названная "Честным Древом", так как когда-то она служила местом молитвы. Сейчас здесь экспонируются фамильные ценности, иконы и образцы средневековой и современной керамики. Особое впечатление производит набор 12 кофейных чашек из позолоченного фарфора в футляре.
Западнее балкона расположен большой зал с собранием различных экспонатов периода турецкого владычества и первых десятилетий английского правления, как, например, медная утварь, оружие, украшения, трубки и монеты.
Западнее светлой гостиной расположена столовая,
а на юго-западе спальная комната, меблированные в соответствии с эстетикой начала 20-го века.
С другой стороны светлой гостиной, южнее, проходит коридор с большими окнами, выходящими во двор. В конце коридора стоят напольные часы 18-го века.
Из коридора можно зайти в три комнаты. В первой из них находится фреска, изображающая мужскую фигуру в военном снаряжении. В двух других комнатах, которые раньше были объединены, экспонируются учебные материалы, информационные тексты и копии документов, освещающих различные аспекты личности драгомана Хаджигеоргакиса Корнесиоса.
Дверь рядом с часами ведет в официальную гостиную или зал для приема гостей. В комнате стоят низкие диваны, лежат ковры из сукна и бархатные подушки. Это условное воспроизведение гостиной комнаты основано на содержащейся в описи имущества Хаджигеоргакиса информации о меблировке "верхнего зала".
Мебель дополняет бронзовый диск на низких ножках, служащий столом, кальян и мангал.
Характерны для той эпохи и деревянные панели на стенах, расписанные букетами цветов, и встроенные шкафы - один из них с тайным выходом, ведущим на крышу.
Потолок над гостиной сохраняет свой изначальный позолоченный резной декор, расписанный цветами.
В углублении северной стены изображен город, предположительно Константинополь, со сводчатыми домами, стеной и кипарисами. Перед городом море и мост, по сторонам которого расположились два ангела с горнами. Такая расписная гостиная является единственной сохранившейся на территории всего Кипра.
На южной стене мы видим два портрета Хаджигеоргакиса Корнесиоса, на которых он изображен с фирманом (указом султана), в шубе и соболиной шапке, то есть в официальном одеянии драгомана.
Рядом находится комната с небольшой выставкой, посвященной городской архитектуре прошлого. В ней представлены образцы деревянного резного убранства интерьеров, происходящих как из этого дома, так и из других городских усадеб Кипра.
После осмотра дома вновь спускаемся во двор. На его территории можно найти семейную баню, состоящую из трёх комнат.
Кроме того, во дворе есть и другие постройки. Например, кухня с очагами, а также отделанный камнем источник с резервуаром для собирания воды.
Во дворе находится множество артефактов более ранних эпох.
Вместо эпилога
Мы бродили по территории особняка чуть более часа, а напоследок посетили ещё один "закуток". Большой зал нижнего этажа в наши дни используется для проведения выставок, концертов и лекций. В тот момент там были выставлены экспонаты, найденные при раскопках в районах Керинии и Фамагусты. Ну а когда вы сюда приедете, на что мы надеемся, то что-нибудь другое, возможно, застанете.