Кипр

Путеводитель по Кипру: достопримечательности, маршруты, путешествия, экскурсии, фотографии, карты

Поиск по сайту

Главное меню

ВСТУПЛЕНИЕ
ВПЕРВЫЕ НА КИПР
ПУТЕШЕСТВИЯ
ЦЕРКВИ
ЭКСКУРСИИ
ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ
НАПИШИТЕ НАМ
КАРТА САЙТА
СКАЗАТЬ СПАСИБО
Баннер
Баннер
Баннер
Церковь Панагия ту Мутулла (Panagia tou Moutoulla - Παναγίας του Μουτουλλά). Мутуллас Печать
Поездки и путешествия. Достопримечательности Кипра - Церкви из списка ЮНЕСКО и не только

 

 

Церковь Богородицы Мутулла. Мутуллас. Кипр

Так получилось, что внутрь церкви Панагия ту Мутулла (ударение на "а") мы сумели попасть в самую последнюю очередь из "золотой десятки" − десяти церквей, занесённых в список наследия ЮНЕСКО. Подъезжали проездом несколько раз, но всегда она была закрыта. Секрет Полишинеля о том, как попасть внутрь, мы раскроем в конце, а пока рассмотрим внешний вид храма.

Церковь Богородицы Мутулла

Церковь Богородицы МутуллаЦерковь Богородицы МутуллаЦерковь Богородицы Мутулла

Церковь находится в деревне Мутуллас чуть в стороне от дороги, на небольшом возвышении. Известно, что она была построена в 1280 году Иоаннисом Мутулласом и его супругой Ириной. Имя Богородицы, название деревни и фамилия строителя храма − очевидно, что однокоренные слова.

Только нам пока не удалось выяснить какое из них первично. Для простоты будем считать, что фамилия и название деревни произошли от имени Богородицы. Smile О том, что храм построен Иоаннисом и Ириной сообщает надпись на северной стене у алтаря, где они также оба изображены.

Иоаннис Мутуллас и его супруга Ирини

Наличие подобной фрески свидетельствует о том, что церковь не принадлежала какому-либо монастырю, а была семейной церковью богатой семьи.

План церкви

Теперь немного поговорим о конструкции храма. Он представляет собой однонефное сооружение. Другими словами, в нем нет ряда колонн, разделяющих пространство главного зала на несколько частей, но присутствуют деревянные перегородки, имеющие разделительную функцию. Церковь имеет два входа, которые расположены с западной и северной сторон. В XIV-XV вв. к церкви была пристроена галерея, отделившая вход непосредственно в церковь от улицы пространством, защищающим наружные стенные фрески (да, здесь есть и такие!) от неблагоприятных погодных условий.

На предыдущем рисунке хорошо видно незамысловатое устройство церкви в окружении галереи. Снизу расположен западный вход, напротив алтаря, а слева − северный. А какие резные ворота ведут через него в храм! Лена не могла не нащёлкать серию. Не бойтесь, в окончательную выборку (после непродолжительных боёв) попало только несколько фоток. Smile

Резные воротаРезные воротаРезные ворота

На самом деле двустворчатая резная дверь храма является одним из немногих сохранившихся на Кипре образцов резьбы по дереву средневизантийского периода.

От вступительной части перейдём, наконец, к более содержательной. Собственно за тем мы сюда и приехали. Начнём с того, что мы никакие не искусствоведы вообще и в области кипрского искусства византийского периода, в частности. Smile Но, тем не менее, хочется не просто безмолвно показать вам фотографии, которые мы отсняли внутри церкви, но и как-то пояснить их. На помощь в этом нам пришла CTO (Кипрская Организация по Туризму), выложившая в свободный доступ аудиотур об этой церкви и его текстовое описание, которые приведём ниже.

Аудиотур (послушать, почитать или скачать): MP3 PDF

Нам осталось лишь "расшифровать", рассказ о какой фреске соотносится с нашими фотографиями. Давайте посмотрим, что из этого получилось. Smile

Фрески в церкви Богородицы Мутулла

Во многих старых церквях Кипра иконописцы оставляли свои "автографы", по которым можно было определить авторство. В храме Богородицы Мутулла их нет, поэтому имя создателя фресок неизвестно. Но уникальность росписи этой церкви заключается ещё и в том, что это единственный датированный комплекс монументальной живописи XIII века. Далее мы просто будем брать готовые цитаты из предоставленного материала и пояснять их нашими фотографиями.

 

 

На алтарной апсиде изображена Богоматерь, воздевающая в молитве руки. У ее груди – медальон с изображением Христа. Справа и слева – архангелы Михаил и Гавриил с кадилами.

Фреска Богоматери

В нижней части апсиды изображены шесть Иерархов, совершающие совместную литургию. Это, по очереди, начиная слева, Святой Николай, Святой Григорий, Святой Иоанн Златоуст. Справа – Святой Василий, Святой Епифаний и Святой Авксивий.

Шесть Иерархов

В восточной нижней части апсиды изображено Благовещение Богородицы, надпись передает слова Архангела Гавриила, обращенные к Богоматери. Свет тремя лучами нисходит на Богородицу, символизируя троичность Божества. Звезды на Богородице означают ее Чистоту, до и после Рождества Христова. Также изображаются свернувшиеся змеи. Это изображение напоминает Змеиную колонну, стоящую и по сей день на константинопольском ипподроме – медную колонну в виде переплетенных змей.

Благовещение Богородицы

На опоре южной стены перед алтарем изображен Христос, благословляющий правой рукой. В левой Его руке – Евангелие. На противоположной опоре изображена Богородица, молящаяся Господу. Она является посредником между Богом и человеком. Предтеча, вместе с Христом и Божьей Матерью, находящимися на двух разделительных опорах, составляют Малый Деисус. Изображение Деисуса на этих архитектурных элементах очень характерно для XII века. На иконостасе мы видим копии икон Христа и Божьей Матери, оригиналы которых находятся в Музее Киккского монастыря.

Христос и БогородицаХристос и БогородицаХристос и Богородица

Правее, на южной стене изображена Богородица с Младенцем под сводом. У Христа детское лицо, но голова без волос, как будто он старец. Таким образом, художник хочет показать, что Христос мудр как человек возмужалый.

Богородица с Младенцем

В начале южной стены изображено Рождество Христово.

Рождество Христово

В центре композиции – образ Богородицы, превосходящий по размеру другие фигуры. Она находится сидящей, в центре изображения, перед пещерой с черным фоном. Богородица склоняется вправо, чтобы увидеть Божественного Младенца. В ее руках – традиционный местный платок. Христос перепеленатый в яслях. За ним – лошадь и вол, согревающие своим дыханием Младенца. Звезда над пещерой указывает место, где находится новорожденный Божественный Младенец.

Три Волхва, Цари, приближаются с левой стороны, неся свои дары – смирну, ладан, золото. В верхнем правом углу – ангел возвещает пастухам о Рождестве Христове.

В нижнем правом углу, в круглом сосуде, изображается первое омовение Христа двумя женщинами. В левом нижнем углу – Иосиф. Нам не известно, что следовало за изображением Рождества в верхней половине южной стены, поскольку фрески были разрушены. Позднее, в XIV‐XV веках, было добавлено Сретение Христово. Это событие произошло на 40-й день после рождения Спасителя.  Согласно иудейскому закону, Перворожденного сына родители посвящали Богу. Они приносили в жертву ягненка или  голубей.

Сцена Сретения изображается перед Святым Престолом, на котором, на красном покрове, лежит закрытая книга.

Сцена Сретения

Справа – Симеон, передающий маленького Христа Богородице, которая простирает руки, чтобы принять его в свои объятия. За ней стоят пророчица Анна и Иосиф, держащий двух птиц для жертвоприношения.

В верхней части западной стены изображены три сцены христологического цикла: Воскрешение Лазаря, (от фрески сохранился лишь правый фрагмент), Вход Господень в Иерусалим и Распятие Христово.

 

 

Воскрешение Лазаря

Христос изображен в центре фрески, он приближается широкими шагами к своему другу Лазарю. Простирает руку к Лазарю, стоящему в раскрытой могиле, и призывает его воскреснуть. Известная фраза «Лазарь! Иди вон» написана перед Иисусом. У Его ног преклонили колена сестры Лазаря – Марфа и Мария, умоляющие спасти брата. Молодой человек развертывает саван Лазаря, прикрывая свой нос, чтобы не чувствовать запах мертвого.

D06 1356

Вход Господень в Иерусалим

Далее следует Вход Господень в Иерусалим – триумфальная сцена прибытия Христа в город, что отмечается за неделю до Воскресения Христова. Христос входит в Иерусалим верхом на белом осле. Он благословляет всех, кто приближается, чтобы приветствовать его. Ребенок расстилает на земле одежду, чтобы на нее ступило животное, везущее Христа. Апостолы Иоанн и Петр следуют за Христом в левой стороне фрески.

Вход Господень в Иерусалим

Распятие Христово

Третья сцена в верхней части западной стены изображает Распятие Христово. Правая верхняя часть была утеряна. Под крестом мы видим Голгофу. На кресте – Христос, мертвый, с четырьмя гвоздями и склоненной направо головой. На его талии подвязана традиционная местная ткань. Из бока Христа текут кровь и вода. Слева от Распятия изображена Богородица, смотрящая на Сына, и женщина вместе с ней (считается, что это – Мария Магдалина). Ученик Христа, Иоанн Богослов, стоит с правой стороны.

Распятие Христово

Сошествие во Ад

В верхней части северной стены изображены «Сошествие во Ад» (Воскресение Христово) и Успение Богородицы. Фреска, следующая за Успением, не сохранилась. Изображение Воскресение, верхний фрагмент которого поврежден, исполнена в традиционной византийской манере. Иисус изображен движущимся направо, попирающим обрушившиеся врата ада и высоко держащим крест – символ победы над смертью. Правой рукой он поднимает старца Адама, за которым стоит Ева. Они символизируют род человеческий, который Христос спасает своей жертвой. С другой стороны изображены три пророка – Давид, Соломон и Иоанн Предтеча.

Сошествие во Ад

Успение Богородицы

Последняя сцена – Успение Богородицы – находится над северным входом в храм. Богородица изображена в центре композиции. Ее ложе покрыто драгоценными тканями. Вокруг нее – печальные Апостолы. Слева – Апостол Петр, держащий кадила. Справа – Иоанн, сзади – апостолы Павел и Андрей. За ложем, в центре, ‐ Иисус. Изображение его головы повреждено. В своих руках он держит душу своей матери. Выше, справа, мы видим фрагмент летящего ангела.

Успение Богородицы

На правой части западной стены изображены Святые Варвара, Марина (защитница детей), и Анастасия.

Святые Варвара, Марина и Анастасия

Далее, на нижней части стены с восточной стороны северного входа, изображены Святой Георгий на коне и Святой Иоанн Предтеча. Подобный антропоморфный облик дракона, которого убивает Святой Георгий, ‐ уникален для кипрской иконографии.

Святой Георгий на коне и Святой Иоанн Предтеча

На внешней западной стене Галереи есть две фрески – Христос на Престоле и Святой Георгий на коне. Очевидно, они были выполнены уже другим художником.

Христос и ГеоргийХристос и ГеоргийХристос и Георгий

Второе пришествие

С внешней стороны, у Северного Входа, мы видим Второе Пришествие и надпись «Престол Уготованный». Рядом с Христом изображены Богородица и Предтеча.

Северная стена

Северная стена

Два летящих ангела с трубами собирают души. Один обращен к земле, другой – к морю. Земля и моря представлены в образе женских фигур.

Ангелы с трубами

Перед ступеньками Рая изображен Петр, беседующий с Павлом и ведущий группу людей в Рай.

Петр, разговаривающий с Павлом и ведущий группу людей в Рай

Также изображены чины святости, в том числе мучеников, преподобных, а также святых жен, мучениц и преподобных, замыкает их шествие Мария Египетская.

ХороводХоровод

Заключительная часть

На этом мы закончим сопоставлять готовый текст с имеющимися у нас фотографиями. Причины здесь две. Хотя мы и старались "отщёлкать" все фрески, но всё равно что-то пропустили. Поэтому не ко всему тексту удалось подобрать нужные фото. А с другой стороны, мы обнаружили массу фотографий фресок, о которых (по нашему мнению) ни слова не сказано в описании. Полный фотоотчёт можете посмотреть в нашем фотоальбоме ниже, а пока просто покажем несколько "неопознанных" фрагментов фресок с внешней северной стены.

Фрагменты фресокФрагменты фресок

Фрагменты фресокФрагменты фресок

Надеемся, что наш рассказ сподвигнет вас добраться до этой очень интересной церкви. А если совершить поездку в начале апреля, то можно будет в её окрестности застать вот такую красоту. Smile

Апрелский Мутуллас

Фотоальбом

Посмотреть фотоальбом

Как добраться

Про первую часть пути расскажем вкратце. Если ехать по скоростной трассе в сторону Лимасола, то в его районе надо свернуть на трассу B8, ведущую в сторону Троодоса. Этот манёвр мы подробно описали в рассказе о маршруте Лимасол − Троодос.

 

 

Добравшись до Троодоса, продолжаем двигаться в сторону монастыря Киккос. В районе деревни Педулас поворачиваем вправо и спускаемся в деревню. Проезжаем сквозь неё и далее едем по главной дороге в сторону Мутулласа по извилистой дороге примерно 4 км. А вот здесь надо уже быть повнимательнее. Если пропустить нужный поворот, то можно укатить в Калопанайотис. Это не самое плохое, но сегодня мы ищем дорогу к церкви Богородицы Мутулла. Smile В районе деревни Мутуллас будет поворот влево к церкви. Давайте посмотрим как это место выглядит.

Поворот к церкви

Далее едем по этой дороге, но... Как мы и говорили в начале рассказа, церковь может оказаться закрытой. А вот хранительница ключей живёт как раз неподалёку от неё − в первом доме, окрашенном в белый цвет с зелёными окнами. Остановитесь здесь и попросите ключ от церкви − ваше желание она поймёт на любом языке, даже на языке жестов. Получив заветный ключик, добираемся до точки назначения. Smile

Ключ от церквиКлюч от церкви

 

Церковь Богородицы Мутулла на карте Кипра. GPS координаты церкви

 

34.982630 32.824030 − небольшая площадка рядом с церковью

 

Посмотреть карту

 

Посмотреть карту

 

 

cyprus

Помощь в составлении маршрутов от cyprusiana.ru

thanks

Анекдот от киприотов + помощь сайту cyprusiana.ru