Первое посещение
Здесь, дорогой читатель, начинаются записи Барского о Кипре, где он побывал пять раз и почти всегда собираясь совсем в другое место. Предупреждаю, что текст не адаптированный, только твердые знаки и яти убрали для краткости, чтобы тебя не спугнуть. Язык может показаться непривычным, но уверяю тебя, это прекрасный литературный язык, который в Киево-Могилянской академии называли славно-русским. Причем тут Киево-Могилянская Академия? При том, что именно там Василий учился, и этот язык был одним из предметов. На таком языке разговаривали философ Хома Брут, богослов Халява и причие их однокашники, а также такие уважаемые люди, как сподвижник Петра I Феофан Прокопович. Речь Василия прекрасна и цветиста, поэтому мне, например, жалко людей, которые читают его записки в переводе.
Зайдя впервые в кипрскую гавань, Барский успел лишь сориентироваться. Причалили они в Лимасоле, который был малоинтересным портовым городом. Василий сошел с корабля напротив того места, где стоит церковь Агия Напа. Пока корабль пополнял запасы, он успел узнать основные сведения об острове: что здесь был епископом а потом во второй раз и навсегда умер Лазарь друг Божий, что здесь есть чудотворная икона Богородицы, которую написал Лука евангелист, а также про местные деликатесы – сладкое вино и рожки.
Таже заходящу слонцу, явися ветрь мал, но помощен, им же шествоваше корабль добре чрез два дни и две нощи безмерною широтою морского, идеже не видехом ничтоже более, токмо небо, море и свой корабль. Таже едва второго дне узрехомь издалече островь Кипр, аще и не весма високие, но зело долгие на себе гори имущ, и пловохом целий день воскрай его и не могохом оминути величества и продолжения. Имеяше же корабл наш неколико душ вь Кипр грядущих, сего ради, отпущения ради ихь и взятия новой води, сьвратихомь от пути к брегу, нощи надъходящей, и вергше котвицу [1], стахомь издалече до утра, Септеврия 18, в неделю. Утру же бившу, Септеврия 19, в понеделокь, рано, припловохом к брегу ближае, лучшего ради исхода.
О пришествии моем к Кипру
Пришедше ми к Кипру нощию, не приближахомся близ брега, да не татий и разбойников морских ра зумеюще бити, вергут на ни огненное оружие жители тамошний и поразят ни. Сего ради, по совету и разуму корабля правителя, вергше котвицу вь море вне издалече, стояхомь даже до утра. На заутрее же, яко же рехь, Септеврия 19, в понеделок, пред восхождением слонца, извлекше котвицу, припловохом к брегу ближае, под един град невелик [2], идеже изийдоша от нас много, всяк потреби ради своей. Аз же придержайся вишшеписаннихь иноков Иерусалимских, с ними же ходихь до двохь церковь христианских, иже суть зело простого от камене, но крепкого и старого строения [3]. Таже ходихомь по садах и под сению ихь витахомь, ядохомь и пихомь; тамо и препочивахомь. Замедли же корабл нам тамо польтора дня, и рассмотрехь аз вся тамо. Градец и мал, и некрепкого и нелепого строения, понеже домов от камене мало сут, но вси от плинф непаленихь, от блата сотвореннихь [4], зданние и поверху поснпанн землею; токмо на брезе едину бойницу имат сь арматами. Стоит же на поле пространном, равном и зело прекрасном, под горами; имат же окрест далече много древа садовного от маслин, фиников, фиг, ягодичинь, груш, помаранчовь, лимонов и прочиихь древес, ихь же нест в странах наших, от лозия же многое множество. Но ведомо буди, яко ми не прийдохомь к граду началному, но инь ест тамо великий и славний град началний, иже имат пристанище корабленное славное и богатое, якоже и на прочиихь местехь. Остров бо Кипрский ест зело велик: окрест всея земли имат семьсоть и пятьдесят миль и весей толикожде (якоже повествуются в народехь), градов же имат три или четири. В оном острове святий Лазарь епископом бист, егоже Иисус воскреси от мертвых в Вифании. Последи же преставися вторицею тамо; его же гробь и доселе тамо есть, мощи же Бог весть камо [5]. Есть же еще тамо монастирь лепь иноческий, в нем же даже дозде хранится икона Пресвятия Владычици нашей Богородици, юже сам Евангелист Лука исписа [6]. Обаче никтоже от нас посещаше та, понеже пмеяше вьскоре отъити корабль; к тому же места та отстояху в горах далече, двою днию хождения, и не могохомь сотворити по желанию нашему, токмо путници Иерусалимские собраша, между собою сложившеся, милостину от пенязей и послаша в он вишшереченний монастир. Остров есть зело прекрасен, велик, славен и богат, класа родящъ изобилно и лозия виноградного. Оттуду исходят вина крепкие и к питию приятние и сладкие [7] и идут в панство Венецкое и в прочия странни Италии. Рожков Турецких [8] толь многое изобилие родится, яко многие наполненни великие доми имут и лопатами, аки гной сьгребають, иде же приходят купци великие и наполняют корабле многие и развозят в инние царства. Тамо ми замедлехомь токмо полтора дня, и сотворше кийждо свое требование, собрахомься в корабль; извлекше же железо от води, пустихомься оттуду, помощию Божию, в Палестину, Септеврия 20, в второк.
Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 / Под ред. Н. Барсукова. Ч. 1. 1723–1727 гг. СПб., 1885. С. 273–275
Современные фотографии
Место на карте
Координаты: 34.673650 33.044180
Комментарий
[1] Котвица – якорь [2] Един град невелик – Лимасол [3] Писатель и историк Н.В. Зыкова (Русский православный образовательный центра в Ларнаке) идентифицировала место, где стояли две церкви, которые упоминает Барский. Сейчас здесь стоит церковь Агия Напа в Лимасоле. Трудами Русского православного образовательного центра на стене церкви Агия Напа была установлена памятная доска в память о первом посещении Кипра замечательным путешественником, с текстом на четырех языках: греческом, украинском, русском и английском [4] Плинфы непаленные, от блата сотворенные – саманный кирпич [5] Лазарь друг Божий был епископом Китиона (примерно на территории современной Ларнаки. В городе сейчас сохранился в перестроенном виде собор святого Лазаря, в крипте которого при раскопках 1970-х гг. был найден саркофаг с надписью ΦΙΛΟΥ – друга. [6] Имеется в виду Киккская Богоматерь [7] По-видимому, речь идет о командарии [8] Рожки – плоды рожкового дерева
Здесь стоит отметить, что облик города Лимасола сильно изменился, и почти не осталось построек, кроме, пожалуй, замка, которые могут помнить Барского. Рисовать Василий начал после того, как все-таки добрался до Иерусалима, осмотрев главные святыни Кипра. Рисунки появятся чуть позже, потому что на этом этапе Василий пока не рисует. Талант раскрылся после посещения Иерусалима, куда он отправился после Кипра осенью 1726 года.
Изыйти и пешешествовать далее
Шел в Дамьетту, попал в Лимасол
Литература
Зыкова Н.В. Паломничество на Кипр православный (по стопам Василия Григоровича-Барского). Ларнака, издательство Русского православного образовательного центра, 2013
© Юлия Бузыкина
|