Монастырь св. Ираклидия. Кипр. Святой Ираклидий и апостолы
45-й год от Рождества Христова явился переломным в жизни юноши по имени Ираклий (впоследствии названный Варнавой Иракилидием или Ираклидисом), сына местного языческого жреца. В тот год на Кипр с миссионерской целью прибыли апостолы Варнава и Павел, которого пока ещё называли Савлом. Варнава родился на Кипре в богатой еврейской семье, получив имя Иосиф. Но вернулся на Кипр уже с именем Варнава, что означает "сын утешения". Варнаву и Савла сопровождал Марк, который тоже успел поменять имя − родители в своё время нарекли его Иоанном.
Так вот корабль с Варнавой, Савлом и Марком причалил в порту Саламина − родине Варнавы. Здесь они и начали свои первые проповеди в еврейских синагогах. Варнаву в этих краях многие помнили, и местному населению было интересно слушать новое, что открывали им апостолы. Может Варнава так бы и закончил свою кипрскую миссию в Саламине, но Савла влекло на запад острова, где в Нео Пафосе располагалась резиденция римского проконсула Сергия (Сергиуса Паулуса). Заодно напомним, что Кипр тогда являлся частью огромной Римской Империи.
Собственно в "Деяниях апостолов" описаны только эти две конечные точки. Ну а мы попробуем воспроизвести примерный маршрут Варнавы и Савла по Кипру.
Маршрут Варнавы и Савла по Кипру
Итак, начальной точкой служит порт древнего Саламина, а конечной − район Гавани в Пафосе. Далее начинаются предания. Рискнём, основываясь на них, проложить маршрут. Первое гласит, что прибыв на Кипр Варнава и Савл навестили Лазаря − друга Христа, где они рукоположили его в сан епископа Китийского. Лазарь проживал в Китионе (сегодняшней Ларнаке). Далее по всей видимости они направились в другой большой город-государство Тамассос. Ираклидий как раз оттуда родом, поэтому логично, что Варнава и Савл повстречали его именно там, хотя вполне вероятно, что повстречали они его ещё в Китионе, а потом Ираклидий повёл апостолов в Пафос через свой родной Тамассос. Так или иначе, уже в сопровождении Ираклидия, вчетвером они отправились по направлению к Пафосу. Следующее предание гласит, что во время их совместного похода на Пафос Ираклидий внимал каждому слову своих новых учителей и, в итоге, решил принять новую для себя веру. В одной из точек на пути их маршрута апостолы крестили Ираклидия в близлежащей речке. На этом месте и сейчас располагается деревня Калопанайотис, где и поныне протекает река Сетрахос (Setrahos - Σέτραχος). Впрочем, об этом событии мы уже говорили в рассказе о монастыре Св. Иоанна Лампадиста. Как раз после крещения Ираклий с лёгкой руки Варнавы и превратился в Ираклидия, если верить легенде, конечно.
Конечным пунктом путешествия явился Пафос. Правда некоторые пишут, что апостолы заглядывали по пути и в Керинью, и Ламбузу... но это был бы какой-то неоправданный крюк, поэтому в "свой" маршрут мы эти точки не внесли. А теперь посмотрим, что у нас в итоге получилось.
Как долго Ираклидий сопровождал в миссионерском походе Варнаву и Савла − нам неизвестно. В итоге, апостолы добрались до Пафоса. Будучи римским гражданином, Савл попросил аудиенции проконсула Сергия, на что имел по тогдашним законам право, и был им принят. По другой версии сам Сергий пригласил Савла к себе. Этому очень сопротивлялся иудейский волхв и маг Бар Иешуа, являвшийся особо приближённым к проконсулу. Но на приёме Савл, по преданию, произнёс слова: «ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени», которые чудесным образом ослепили волхва. Это произвело настолько сильное впечатление на проконсула, что тот уверовал в могущество христианского Бога. Кстати, нигде не упоминается, что Сергий в этот момент принял христианство, и Кипр после этого стал христианской страной. Но об этом любят говорить многие современные "источники". Зато известно, что именно после посещения Кипра, и Пафоса в частности, Савла стали называть Павлом. Казалось бы, какая связь? Но вернёмся снова к Ираклидию.
Святой Ираклидий
Судьба свела Ираклидия с апостолом Варнавой ещё раз несколько лет спустя. Согласно преданию, во время своего второго посещения Кипра Варнава рукоположил Ираклидия в епископы города Тамассоса. На этом посту Ираклидий ревностно служил делу распространения христианства на Кипре. Но он прославился здесь не только как проповедник. Легенды гласят о многочисленных чудесах, происходивших ещё при жизни святого: воскрешение из мёртвых, изгнание дьявола и других.
Ираклидий поселился в пещере, где и провёл все свои оставшиеся годы. Подвижническая деятельность вызывала ненависть к нему со стороны язычников. По преданию, в возрасте шестидесяти лет Ираклидий принял мученическую смерть от их рук. Ираклидия похоронили в той же пещере, где он провёл последние свои годы. Позже рядом с этим местом была построена небольшая часовня, со временем превратившаяся в большой монастырь.
Женский монастырь св. Ираклидия
Монастырь находится в деревне Политико (Politiko, Πολιτικό), которая расположилась "поверх" древнего города-государства Тамассос.
Проходим через монастырские ворота. По левую руку нам вскоре встретится не очень приметная дверь, ведущая как раз в пещеру, в которой проживал Ираклидий. Рядом с ней размещён большой щит, повествующий о различных стадиях существования этого монастыря.
Первая церковь неподалёку от места захоронения Ираклидия была возведена в начале V века. Постепенно вокруг неё пристроили монашеские кельи. Так возникла обитель св. Ираклидия, которая поначалу являлась мужским монастырём. Здесь хранились мощи св. Ираклидия. Впоследствии все они, кроме его честной главы, были перевезены в Константинополь. Давайте для начала спустимся в пещеру и посмотрим на место, где жил Ираклидий, а потом продолжим рассказ о монастыре. В пещере сохранился камень, служивший ложем Ираклидию при его жизни. Поверх него постелен коврик для того, чтобы верующие могли присесть-прилечь и помолиться.
После одного из арабских набегов в 806 году монастырь был разрушен и восстановлен снова лишь в 1180 году при участии тогдашнего епископа Тамассоса. В этот момент монастырь стал женским. Жизнь монастырю усложняло "неудачное" расположение, позволявшее завоевателям легко добираться на его территорию. В течение последующих веков обитель неоднократно разрушали, но потом восстанавливали вновь (1450, 1588 гг.). В период турецкого владычества, несмотря на терпимое отношение османов к православию, монастырь, ставший к тому времени вновь мужским, претерпевал от них одни бедствия. "Вездесущий" русский монах-путешественник Григорович-Барский, посетив монастырь в 1735 году, оставил в своём дневнике следующую запись.
«Монастырь тот именем знаменит и зданием красив, и расположением пространен, имеет и виноградники, и сады, и овец, и поля, откуда приобретает доходы, кормит обитающих и приходящих, и платит дань и терпит всякие пакости турок. Никакому другому монастырю не досаждают так, как этому, ибо стоит на распутье, вокруг него много сел, также и от великого града Лефкосии недалеко. Оттуда же многие сюда басурманы приходят, и всякими бесчинствами притесняют бедных иноков и игумена, мужа богобоязненного и смиренного, и долготерпеливого».
Современные постройки монастыря относятся к 1773 году, когда была восстановлена церковь и монастырские кельи. Но уцелели и более ранние постройки (часовни XV и XVI вв.), а в монастырском храме сохранились фрески, датируемые поздним средневековьем, и богато украшенный иконостас XVII века. Фотографировать внутри церкви не разрешается. Более того, при её осмотре за нами по пятам следовала монашенка, рассказывавшая о той или иной иконе, но одновременно присматривающая за нашим смиренным (в смысле фотосъёмок) поведением.
Чтобы показать вам остатки сохранившихся фресок и кусочек попавшего в кадр иконостаса, воспользуемся официальными фотографиями, сделанными во время визита на Кипр нашего патриарха Кирилла. Дело было 8 июня 2012 года, когда в первый же день визита патриарх Кирилл посетил эту обитель.
После турецких гонений в 1881 году монастырь был на время закрыт. Восстановление началось лишь в 1962 году при архиепископе Макариусе III. Монастырь вновь стал женским. В то время там поселились всего лишь три монахини. На сегодняшний день монастырь св. Ираклидия является самым большим женским монастырём на Кипре. Здесь находится более сорока монахинь и послушниц. Одна из них, следовавшая за нами по пятам, про которую мы уже говорили, после многочисленных просьб Лены всё же разрешила сфотографировать одну из икон монастыря − чудотворную икону Божией Матери Млекопитательница. Почему Кирилла в храме можно снимать, а икону − нет? − подумалось тогда, и не найдя ответа на свой вопрос, просто нажал на "спусковой крючок". Очень необычная икона, к слову сказать.
Посетив храм, прогуляемся немного и по окружающему его дворику. Очень уютный, кстати. Любители кошек могут захватить с собой немного корма, чтобы осчастливить проживающих здесь питомцев, хотя по их виду не скажешь, что они нуждаются в дополнительном пайке.
Ещё пара фотографий монастырского двора.
И напоследок посмотрим на старую, но очень светлую оливу, расположенную поблизости, и как будто олицетворяющую сам монастырь.
Принято считать, что к Ираклидию в основном обращаются за помощью при болезнях позвоночника, а день памяти святого на Кипре − 17 сентября.
Фотоальбом
Посмотреть фотоальбом
Время для посещения
Понедельник − пятница: 08:30 - 12:30, 14:30 - до заката (май − октябрь), 08:30 - 12:30, 15:30 - 18:00 (ноябрь − апрель) Суббота, воскресенье: 06:00 - до заката (май − октябрь), 06:00 - 18:00 (ноябрь − апрель)
Как добраться
С какой бы стороны вы ни двигались, в любом случае для начала надо выбраться на трассу A1, ведущую к Никосии. Для тех, кто будет добираться со стороны Протараса и Айя Напы мы покажем путь от первой кольцевой развязки, встретившейся на скоростной трассе A3 в районе Ларнаки. Давайте посмотрим этот отрезок пути на карте.
Итак, на кольце сворачиваем направо (третий выезд налево), и продолжаем двигаться 19 км, пока трасса A3 не сольётся с трассой A1. Теперь сильно не разгоняйтесь, поскольку через 2 км нас ждёт съезд с трассы по направлению к деревне Kotsiatis. Деревня Politiko тоже должна быть видна на указателе при съезде. Свернули с трассы и сразу повернули налево. Теперь продолжаем движение 7,7 км до поворота сторону деревень Psimolofou, Pera и Politiko. Сворачиваем влево и едем ещё 6,5 км до очередного поворота влево в сторону Pera. Опять поворачиваем и продолжаем ехать ещё 2,5 км до очередного поворота, но теперь уже направо, в сторону Politiko. По пути уже могут встречаться указатели и на сам монастырь (Agios Irakleidios Monastery) − ориентируйтесь и по ним тоже. После поворота, описав полудугу, упираемся в дорогу, где надо повернуть направо, а ещё через 240 метров будет ещё один поворот влево на Politiko. Через 1,2 км въезжаем в деревню. Дальше двигайтесь через неё, смотря на указатели, и вскоре дорога через 850 метров пути выведет непосредственно ко входу в монастырь.
Для двигающихся со стороны Пафоса и Лимасола последняя часть пути, начиная со съезда со скоростной трассы A1, такая же, как мы только что описали. Для начала посмотрим на карту, а потом расскажем про отличия.
По скоростной трассе A1 доезжаем до развилки на Ларнаку и Никосию. Нам надо ехать в сторону Никосии, поэтому перед развилкой держимся правее. Теперь продолжаем движение всё по той же A1 примерно 24 км до съезда в сторону деревень Kotsiatis, Pera и Politiko. Ну а дальше двигайтесь описанным выше маршрутом, которым будут добираться жители Протараса или Айя Напы.
Монастырь св. Ираклидия на карте Кипра. GPS-координаты монастыря
35.026400 33.244100 − место стоянки рядом с монастырём св. Ираклидия
Посмотреть карту
Посмотреть карту
Другие монастыри
Монастырь Архангела Михаила
Монастырь св. Мины
|
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи