Монастырь святой Варвары. Кипр
Мужской монастырь св. Варвары находится у подножья Крестовой горы, что на греческом языке звучит как Ставровуни, на вершине которой расположен одноимённый и один из самых известных монастырей Кипра. Если вы даже посещали Ставровуни, то вполне могли проехать мимо, не заметив монастыря св. Варвары. Скорее бросится в глаза военная база, что находится по правую руку от дороги.
Монастырь св. Варвары является подворьем Ставровуни, и в нём действуют почти те же каноны. Один из них не разрешает посещать монастырь женщинам. Почему почти? Да потому, что в отличие от старшего собрата женщин сюда всё же пускают, но только по воскресеньям.
Давайте теперь зайдём в монастырь, как это сделал в 1727 году монах-путешественник Василий Григорович-Барский.
Пройдя через ворота, оказываемся на его территории. Но надо пройти ещё немного, чтобы попасть внутрь самого монастыря.
Судя по табличке, предупреждающей что женщинам сюда нельзя (кроме воскресений), до этой точки им проходить, видимо, можно. Мы приехали сюда с друзьями не в воскресенье, поэтому на всякий случай оставили спутниц за первыми воротами. Там, кстати, есть тоже что посмотреть, чтобы не скучать. Но об этом чуть позже.
Итак, мужская половина, наконец, попала во внутренний двор монастыря и запечатлела "на память" интерьер его двора.
Бросив первый взгляд на территорию в целом, пошли отмечать "детали антуража". В основном они не требуют пояснений для чего что предназначено, хотя...
Возможно стоит пояснить предназначение висящих горизонтальных балок на первом фото. Во времена османского правления на Кипре в православных храмах запрещалось звонить в колокола, поэтому монахи нашли им замену в виде звучащей доски. Например, чтобы разбудить братию после сна. Вторая (металлическая) применялась, видимо, как "контрольный выстрел" для тех, кого не разбудил более нежный звук.
Теперь обратим внимание на монастырскую церковь. Её вид никак не вяжется с тем обликом церквей, что многие привыкли наблюдать на Кипре − уж больно "по-современному" выглядит внешняя отделка. Храм представляет собой однонефную сводчатую церковь с дополнительной двускатной кровлей, защищающей строение от дождей и непогоды.
На самом деле этот монастырь достаточно старый. Давайте чуток познакомимся с его историей.
Краткая история монастыря св. Варвары
Первое письменное упоминание о монастыре нашлось в описании чешского путешественника Олдржиха Префата и относится к 1546 году. Он также рассказал о мощах св. Варвары (часть руки, помещенной в серебряный ковчег), находившихся в монастыре Ставровуни. Местные монахи же говорят, что монастырь был основан русской монахиней, совершившей паломничество на Кипр ещё в XIII веке. Сначала это была женская обитель, а к XVIII веку стала мужской.
Григорович-Барский тоже сделал описание монастыря. Он рассказал, что эта обитель являлась "складом" для монастыря Ставровуни, где в то время жили всего два инока. На вершине горы не было воды и не было возможности что-то выращивать, поэтому всё необходимое доставляли отсюда.
В 1840 году, спустя столетие после посещения этих мест Василием Барским, в обитель прибыла ещё одна русская монахиня Варвара Катаева. Возможно, её привело сюда почитание святой-тёзки, но не в этом дело. Варвара воочию увидела нищету, в которой находился в то время монастырь Ставровуни и его подворье. Вернувшись в Россию, она провела сбор пожертвований на восстановление монастырей. После войны 1812 года Россия сама ещё испытывала дефицит бюджета, но всё же огромную по тем временам сумму Варвара собрала. Пожертвования вносили как члены императорской фамилии и аристократы, так и простые граждане. В итоге в Ставровуни были переданы не только деньги, но и церковная утварь, включая священнические облачения и драгоценный потир. Благодаря этим средствам была восстановлена и расширена не только главная обитель, но и монастырь св. Варвары.
Давайте теперь зайдём внутрь церкви. Можно обнаружить, что единственный неф поддерживают стилизованные под арки рёбра. Нартекс с западной стороны был достроен в 1940 году. Иконостас когда-то был мраморным, но совсем недавно его заменили на резной деревянный с позолотой. По две стороны Царских Врат расположены иконы Христа Пантократора и Пресвятой Богородицы Одигитрии, написанные настоятелем монастыря и иконописцем Варнавой в 1912 году.
Слева от алтаря находится храмовая икона св. Варвары, написанная настоятелем монастыря Дионисием в 1898 году. Это не единственная икона святой в церкви. Есть и более современные.
Раз речь зашла о святой Варваре, то давайте немного о ней расскажем.
Краткое описание жития Варвары
Варвара потеряла мать в раннем детстве и воспитывалась отцом по имени Диоскур. Тот был язычником-самодуром, "благодаря" которому её впоследствии и возвели в ранг мучениц. Впрочем, для более полного понимания произошедшего приведём цитату из Википедии.
Святая Варвара жила в III веке в городе Илиополе Финикийском. Её отец — Диоскур (Диоскор) — был представителем аристократии в Малой Азии при императоре Максимиане. Отличалась особенной красотой и была заперта своим отцом в башне, чтобы скрыть её от посторонних глаз. В период заточения святая Варвара, изучая окружающий мир, который был виден ей из окон, пришла к мысли о существовании Единого Создателя. Когда отец в целях её замужества разрешил ей выходить из башни, Варвара познакомилась с христианами Илиополя и приняла крещение.
Когда её отец-язычник Диоскур узнал о христианском вероисповедании дочери, он разозлился и отвёл дочь к правителю города Мартиану. Варвару заставляли отречься от христианской веры. Но она отказалась. Её подвергли жестоким мучениям, после чего правитель города Мартиан дал отцу право свершить суд над дочерью. Язычник Диоскур согласился стать палачом своей дочери: он обезглавил святую Варвару. Позднее Диоскура и правителя Мартиана постигло возмездие, оба они были сожжены молнией.
Именем святой Варвары на Кипре наречено довольно много церквей, да и деревушка с названием Agia Varvara тоже есть. Кстати, во всём мире подобные населённые пункты не редкость. Достаточно вспомнить (если кто застал) название "мыльной оперы" Санта Барбара, где действие происходит в одноимённом городке в США, названный в честь той самой Варвары.
Давайте всё же продолжим снова осмотр храма, вернее икон, которые можно там обнаружить. Например, бросается в глаза "серия" икон, составляющих христологический цикл.
Можно найти икону, где святой Дмитрий поражает копьём болгарского царя Калояна. Пророк Илья соседствует рядом со святым Мамасом, восседающем на "пожилом" льве с сединой в ушах. Забавны пропорции человека и льва на этой иконе.
Чтобы понять смысл следующей росписи, где архангел Михаил опирается ногой на женщину, пришлось обратиться к нашему искусствоведу Юлии Бузыкиной, мол не имеет ли отношение это к святой Варваре? Оказалось, что нет. Это просто некая женщина. Она или спит или при смерти. Архангел над ней изображён в качестве проводника душ в мир иной. Это одна из его функций, помимо помощи еврейским и не только военачальникам.
Также интересен был текст, что начертан внизу справа. Юлия рассказала, что он представляет собой молитву архангелу Михаилу о том, чтобы тот не приходил за душой внезапно, а помогал. Перевести его можно примерно так:
О, Михаил Архангел Христов! Да не придёшь ты, как дикий лев, не похитить мою душу как воробья в час смерти, но да поможешь мне.
В Ставровуни, 194x год (последняя цифра неразборчива).
Если приглядеться, то видно, что роспись сделана на двери − ручка посередине с правой стороны говорит об этом. Видимо, когда-то это была дьяконская боковая дверь в иконостасе.
В монастыре св. Варвары находилась мастерская известного на Кипре монаха иконописца Калиникоса. Рядом с монастырём, как помнится, располагалась небольшая лавка, где можно было приобрести его работы. К сожалению, в 2011 году отец Калиникос скончался.
На этом, пожалуй, и закончим повествование о монастыре и немного расскажем о том, где можно провести время женской половине, если вдруг приехали сюда не в воскресенье. Хотя и мужской половине не возбраняется.
Церковь св. Фанурия и 13 преподобномучеников Кантары
В районе замка Кантара, что сейчас находится на территории северного Кипра, когда-то был монастырь. Считается, что он был основан в XI-XII веках. В 1221 году два монаха, Иоаннис и Конон пришли на Кипр из Малой Азии. В конце концов они поселились в Кантаре, где приобрели известность. Чуть позже к ним присоединились ещё одиннадцать других монахов с Кипра. Именно в этот период Латинская Церковь попыталась покорить Православную Церковь Кипра. Тринадцать монахов были обвинены в ереси, заключены в тюрьму в 1228 году и впоследствии 19 мая 1231 года сожжены на костре на русле реки Педиос в Никосии.
Фанурий Родосский − святой Греческой православной церкви − жил в III веке нашей эры. Считается покровителем острова Родос. Святой Фанурий возведён Церковью в ранг мученика.
Храм был построен недавно, в 1988 году, и уж совсем недавно его освятил митрополит Хризостом. Это произошло в день памяти мучеников Кантары 19 мая 2011 года. Внутри всё скромно. В иконостасе справа от Христа расположена икона, посвящённая тринадцати монахам.
Рассмотрим эти иконы поближе. Святого Фанурия обычно изображают молодым воином в доспехах, держащего в правой руке крест, над которым горит свеча.
На этом будем завершать знакомство с монастырём св. Варвары. Бросим прощальный взгляд на него и пожелаем успехов трудолюбивому монаху − заготовителю дров на зиму. И хороший инструмент ему в помощь!
Фотоальбом
Посмотреть фотоальбом
Монастырь св. Варвары на карте Кипра. GPS координаты монастыря
34.899000 33.424000 − место стоянки рядом с монастырём
|