Кипр

Путеводитель по Кипру: достопримечательности, маршруты, путешествия, экскурсии, фотографии, карты

Ангелы Кипра Печать
Хочу всё знать - С колокольни искусствоведа

Крылатые защитники

Мой сегодняшний рассказ посвящен ангелам в средневековом искусстве Кипра. Как известно, ангелы бестелесны, они существуют в параллельной реальности, исполняя божественную волю, а в случаях необходимости – являются людям в человеческом облике. Ангелы могут возвещать людям о чем-то важном: например, архангел Гавриил принес Деве Марии весть о рождении у Нее Сына, а потом и о грядущей смерти. Он же предупредил первосвященника Захарию о рождении у него сына – будущего Иоанна Крестителя. Они помогают военачальникам, в частности, архангел Михаил – архистратиг, то есть главнокомандующий, генерал-полковник. Друзья из Греции мне рассказывали, что архангел Гавриил у них покровительствует военно-воздушным силам, что вполне вероятно. Гавриил тоже носит титул архистратига, хотя и известен более мирными деяниями. Ангелы – проводники душ на тот свет. В христианской традиции за это отвечает как раз Михаил, и именно он внимательно следит за взвешиванием душ на Страшном суде. Наконец, у каждого человека есть свой ангел-хранитель, который оберегает его от опасностей этого мира и последствий его собственных глупостей. Крылья им достались от античных образов Ники, богини победы, и от персонификаций разных явлений, иногда крылатых. Ангелов очень много в христианском искусстве, потому что они просто обязаны присутствовать в самых важных сюжетах. Поэтому мы остановимся на том, чем же запоминаются ангелы Кипра. Будем обращаться в основном к монументальной живописи и немного к иконам.

Во-первых, согласно легенде, ангелы построили недалеко от Ларнаки, в Кити, церковь Пресвятой Богородицы. Она так и называется – Παναγία Αγγελόκτιστη, Панагия Ангелоктисти, «построенная ангелами».

Церковь Панагия Ангелоктисти. Кити

Эта церковь Девы Марии на северо-западном краю селения – не просто памятник архитектуры разных эпох, это памятник настойчивости и терпеливости киприотов. Купольная крестообразная в плане церковь XI в., построенная на руинах ранней византийской базилики, видимо, VI в. С южного и западного концов – поздние готические пристройки. Алтарная часть – остаток той самой византийской базилики, разрушенной арабами, заботливо сохраненный и включенный в новое здание. Здесь находится прекраснейшая из сохранившихся на острове церковных мозаик, изображение Девы Марии, которой служат архангелы Михаил и Гавриил. Пресвятая Дева держит Младенца на левой руке – формула, которая потом будет известна как Одигитрия и будет воспроизводиться бесчисленное количество раз.

Мозаика в конхе апсиды церкви Панагия Ангелоктисти. VI век

Но вернемся к ангелам. Их живые, подвижные фигуры, облаченные в светлые хитоны и гиматии, восходят, без сомнения, на эллинистических моделях, в них нет и следа средневековой скованности и стилизации. Их чудесные переливающиеся зеленоватые крылья украшают павлиньи перья с «глазами», что необычно и, возможно, символично. Павлины в византийском искусстве обычно символизируют рай. Для такого раннего времени была актуальна еще и царственная тематика. Мотив павлиньих перьев встречается в искусстве римского Востока, и собственно Восточного Рима. Я знаю два примера: колонны «со слезками», оставшиеся от арки Феодосия в Константинополе (недалеко от Стамбульского университета), и такие же колонны, еще римской эпохи, использованные при строительстве цистерны в центре все того же Царя Града, именуемой сейчас цистерна-базилика. Кстати, на Кипре павлиньи перья в ангельских крыльях можно видеть в церкви св. Креста Агиасмати, расписанной в 1494 г.

Архангел Михаил. 1494 год. Живописец Филипп Гул. Роспись церкви Св. Креста Агиасмати в Платанистаса

В нише в южной стене там написан архангел Михаил, и у него как раз такие крылья.

111

Размер мозаичных тессер невелик, а цветовая палитра, напротив, очень богатая. Помимо стеклянной смальты, использованы и кусочки перламутра, чтобы выявить рельеф голов и нимбов Марии и Младенца. Рисунок и исполнение совершенны, а композиция приобретает жизнь и ритм внутри единого золотого фона. Да, мозаика в свете последних исследований датируется VI в.

Обращаю ваше внимание на декоративный бордюр, обрамляющий арку апсиды. Он составлен из уток, попугаев и оленей, фланкирующих изящные фонтаны, обрамленные листьями аканфа. В центре это великолепие разделяет трехмерный крест внутри медальона, - уникальная комбинация различных элементов, наполненная эллинистическим духом. Большинство символических и декоративных мотивов можно обнаружить в современных им декорациях, на Западе и Востоке, включая сюда Купол Скалы в Иерусалиме и Св. Софию в Константинополе. Это заметил Андреас Стилиану, а от себя добавлю, что именно в таком сочетании они нигде не встречаются.

 

 

Итак, ангелы на мозаике служат Небесной Царице. Ангелы уподоблены придворным, служащим императрице. Ее золотое подножие подчеркивает Ее царственность. Эта схема с Богородицей и служащими Ей ангелами часто встречается в храмовых росписях византийской эпохи, в том числе на Кипре. Именно такую композицию в конхе апсиды можно видеть во многих храмах, о которых сегодня пойдет речь. В храме Христа Антифонидиса XII в. в районе Калогреа (северный Кипр), очень странной и интересной архитектуры, заслуживающей отдельного повествования, ангелы изображены перед лицом Небесной Царицы дважды: во-первых, в апсиде, перед Ней, во-вторых, на фланкирующих апсиду столпах.

Росписи церкви Христа Антифонодиса в Калогреа. XII век

Пока мы не ушли из китийской церкви, обратим внимание на ее иконостас: в нем есть монументальный образ одного из ее «строителей», архангела Михаила, уже XIV в.

22

Ангел изображен по пояс, со сложенными крыльями. Он облачен в драгоценные придворные одежды – далматику и лор – расшитую золотом и камнями ленту. Лор в Византии – это атрибут императорской власти, а изначально – власти консула, когда-то это был консульский шарф. На мозаиках Кити, кстати, лоров на ангелах ещё нет, поскольку тип лоратных ангелов распространился в искусстве позднее. Консулов вместе с их шарфами как в раз и отменили в VI в., в 541 г., то есть в тот же период, что были созданы мозаики. Далматика и лор – части императорского облачения, и на ангелах оно символизирует их близость к престолу Небесного царя. В руке у архангелов изображается круглое зерцало, в нем может быть изображен крест, инициалы Христа, или образ Спасителя. На иконе архангела Михаила (приглядитесь сквозь прозрачное стекло, предохраняющее древнюю живопись от поцелуев) в зерцале изображен Христос Вседержитель. Этот вариант встречается реже, чем Эммануил, мы его увидим чуть позже. Итак, это были ангелы, построившие церковь Богородицы неподалеку от Ларнаки, одновременно – Небесные придворные.

Ангелы провожали души людей в мир иной. А вот как именно это должно происходить при благоприятном исходе – изобразил константинопольский художник Федор Апсевдис (Правдивый) в 1183 г. по просьбе святого Неофита в его келье в знаменитом монастыре близ Пафоса.

Св. Неофит с архангелами Михаилом и Гавриилом. 1183 год. Художник Федор Апсевдис. Роспись в монастыре св. Неофита

Изображение находится между собственно кельей и алтарем церкви, которые выкопаны в скале. Изображение поистине уникальное. Мы видим высокую фигуру седовласого монаха, с руками, скрещенными на груди, как у принимающего причастие. Его ведут, аккуратно придерживая за плечи, архангелы Михаил и Гавриил в драгоценных хитонах и плащах, в туфлях, расшитых жемчугом. Их крылья перекрещиваются за спиной у новопреставленного, отрезая ему обратный путь. Такой хотел бы видеть свою кончину сам святой Неофит, об этом он молился. Над головой его написано буквально следующее: «Я искренне горячо молюсь, что действительно буду записан среди ангелов за доблести моей жизни». Повторю еще раз, изображение уникальное, сочиненное отшельником. Это необычно по двум причинам, и обе они связаны с неординарной личностью заказчика. Первая заключается в том, что в Средние века, так же как и сейчас, мы скорее выберем готовый вариант, чем будем придумывать что-то новое. Большинство заказчиков устраивало изображение их коленопреклоненных фигур, подносящих дар небесному патрону. Вторая причина – огромная вера Неофита в то, что его земной путь действительно завершится именно так. Обычно ангелы, провожающие души на тот свет, встречаются в сюжетах глобального масштаба, например, в «Страшном суде». Итак, это были архангелы Михаил и Гавриил, провожающие святого Неофита на небеса.

 

 

Наконец, ангелы, и в первую очередь это будет архангел Михаил, выступают как защитники людей. Фронтальные изображения архангелов встречаются на амулетах, наперсных иконках, даже на воинских шлемах. Кроме того, на Кипре с XII столетия по самое новое время на стенах храмов писали огромные фигуры архангелов, иногда в полный рост, иногда по пояс, часто ангел такой огромный, что превышает масштабами все фигуры и композиции в храме. Это касается не только храмов, посвященных архангелу Михаилу, где такое изображение – крупное, часто рядом с иконостасом, вполне ожидаемо, в Като Лефкара или в Педулас, например. Самый ранний пример – церковь Архангела Михаила в деревне Като Лефкара.

Архангел Михаил. Конец XII века. Роспись церкви Архангела Михаила в Като Лефкара

Росписи в ней позднего XII в., наш архангел сохранился фрагментарно. Остатки его фигуры находятся справа от южной двери в нише. Он, как и вся роспись, относится к упрощенному варианту комниновского стиля, с выраженными контурами. В том же храме, кстати, находится гигантское и очень позднее изображение еще одного архангела.

Архангел Михаил. XIX (?) век. Роспись церкви Архангела Михаила в Като Лефкара

Сохранилось плохо, о художественных свойствах можно спорить, но масштабы впечатляют. Он находится напротив, в северной нише.

Эти ангелы-защитники могут быть двух основных типов. Первый – в лоратных одеждах, как архангелы на иконах в Кити, и, скорее всего, в Като Лефакара, второй – в воинских доспехах. Таким архангела Михаила изобразил в 1474 г. художник Мина из Мирианфусы в церкви Михаила архангела в Педулас.

Архангел Михаил. 1474 год. Живописец Мина из Мирианфусы. Ропись церкви Архангела Михаила в Педулас

Архангел изображен между северной дверью и иконостасом, причем фигура его занимает оба яруса, отведенные под росписи: он огромен, особенно по сравнению с написанным над дверью ктиторским портретом. На нем Василий, сын Хамадеса с женой и дочерьми, заказавшие все это великолепие, смиренно протягивают архангелу в небесах свежерасписанный новый храм. Небесный архистратиг вооружен мечом, который он держит в правой руке, в левой у него свиток. Его юный прекрасный лик внимателен и строг, что в сочетании с обнаженным мечом создает настроение благоговения: он защитник, но он же может сурово покарать. Именно суровым и карающим представлял архангела Михаила Иван Грозный, написавший под псевдонимом Парфения Уродивого Канон архангелу Михаилу Грозных сил воеводе, а царю ему было о чем беспокоиться. Давайте посмотрим на воинские атрибуты. На архангеле римский вроде бы доспех, настолько стилизованный, что с трудом поддается описанию. Поверх короткой туники на нем надет доспех, судя по узору, он может быть чешуйчатым. Он защищает грудь, бедра прикрывает, по древнегреческому еще образцу, своего рода юбка из кожаных полос с металлическими нашивками. В данном случае получилось похоже на черепицу. Аналогичная защита – на плечах. На ногах у архангела плотно облегающие штаны, расшитые узорами. Обувь его – что-то вроде сандалий поверх обмоток, а они из красивого полотна, с красными и черными полосками. Из похожей материи, но с красными полосками, сделана лента в его волосах. Над обмотками видны фигурные края каких-то пластин, видимо, защита для голеней. Поверх доспеха у архистратига алый развевающийся плащ. Любопытно отметить, что поименован суровый и прекрасный Михаил не архангелом, не архистратигом и не таксиархом, а эпитетом, подчеркивающим его власть и величие: Ο ΑΡΧΩΝ ΜΙΧΑΗΛ (Владыка Михаил).

 

 

Мы видели крупные и даже огромные фигуры архангелов, в придворных облачениях и с воинскими атрибутами, в храмах, им посвященных. Однако они встречаются и в церквях с совсем иным посвящением, и иногда превосходят своими масштабами изображения святых, которым храм, собственно, посвящен.

Не вызывают вопросов изображения ангелов на западной стене или даже в нартексе, где выбор сюжетов может быть обусловлен разными факторами, в том числе, защитной символикой. Например, в росписях первой половины XIII в. церкви св. Ираклидия в монастыре Калопанайотис архангел Михаил в ярко-красной далматике написан на западной стене, справа от западной двери.

Архангел Михаил. Первая половина XIII века. Роспись церкви св. Ираклидия в монастыре Калопанайотис

В церкви св. Николая тис Стегис в Какопетрии две симметричные ниши нартекса украшены изображениями архангелов Михаила и Гавриила, росписи относятся к концу XIII – началу XIV в. В северо-восточной нише написан Гавриил, в юго-восточной – Михаил.

Архангел Гавриил. Конец XIII – начало XIV века. Роспись нартекса церкви Николая тис Стегис в Какопетрии (юго-восточная ниша)

Наконец, в нартексе церкви Богородицы Форвиотиссы в Асину архангел Михаил также изображен среди разных святых и молящихся, под композицией «Страшный суд». Роспись датируется 1332 или 1333 г.

Архангел Михаил. 1332 или 1333 год. Роспись нартекса церкви Богородицы Форвиотиссы в Асину

Но особо стоит отметить росписи, где огромные ангелы написаны непосредственно рядом с иконостасом, или занимают целиком нишу в стене храма. В XV – XVI вв. на Кипре строили много церквей с арочными нишами в северной и южной стенах.

Самый первый случай относится к XII в. В знаменитой церкви Панагии Аракиотиссы в Лагудера, в росписи 1192 г. фигура архангела Михаила написана вместе с Богоматерью Аракиотиссой в нише в южной стене. Над ними – композиция «Успение».

Архангел Михаил. 1192 год. Роспись нише в южной стене церкви Панагии Аракиотиссы в Лагудера

Кстати, здесь работал тот же художник, что у святого Неофита в Пафосе.

С конца XV в. прослеживается четкая тенденция изображать архангела возле иконостаса, иногда даже в специальной нише, причем так, что его можно сопоставлять с образами святых, которым посвящен храм. Судите сами.

Первый такой пример – это уже упомянутая роспись 1474 г. в церкви архангела Михаила в Педулас, но в данном случае все оправдывает ее посвящение.

Затем следуют росписи 1494 г. в церкви св. Креста Агиасмати в Платанистаса, исполненные художником Филиппом Гулом. Нишу в северной стене целиком занимает колоссальная фигура архангела Михаила, с павлиньими перьями в крыльях, а южная ниша напротив содержит историю обретения Св. Креста царицей Еленой, своего рода храмовый образ.

 

 

Немного нарушая хронологию, укажем следом росписи 1521 г. в церкви св. Креста в Киперунта, поскольку они практически копируют росписи предыдущей церкви. Здесь воспроизвели все, что Филипп Гул написал, совмещая византийские и западноевропейские образцы, и различаются они лишь в нюансах. Архангел Михаил в этой церкви помещен также на стене южной арочной ниши, напротив цикла Св. Креста, которому посвящена церковь.

Архангел Михаил. 1521 год. Роспись на стене южной арочной ниши в церкви св. Креста в Киперунта

Тот же мастер Филипп Гул, примечательный своей широкой эрудицией и способностью обращаться к разным иконографическим традициям и стилистическим направлениям, расписал в 1495 г., сразу после св. Креста Агиасмати, храм св. Маманта в Луварас.

Архангел Михаил.1495 год. Художник Филипп Гул. Роспись северной стены церкви св. Маманта в Луварас

Архангел Михаил изображен рядом со св. Мамантом, но фигура его колоссальна: он занимает высоту всех трех ярусов росписи (фигуры святых и два яруса праздничных композиций). Архангел изображен с мечом, в доспехах и образом Христа Эммануила в зерцале. На то, что церковь посвящена все же св. Маманту, указывает драгоценная арочка над всадником и то, что он ближе к иконостасу. Любопытно, что здесь Гул изобразил архангела в воинственном изводе, тогда как в церкви св. Креста Агиасмати и, вслед за ней в Киперунте, использован лоратный иконографический тип.

В Преображенской церкви в д. Палеохорьо, расписанной в 1510-х гг., архангел изображен, как и в Луварас, воинственным.

Архангел Михаил. 1510-е годы. Роспись в нише северной стены в Преображенской церкви в д. Палеохорьо

Его фигура занимает всю нишу в северной стене, сразу возле иконостаса, превосходя размером ростовых святых в нижнем ярусе росписи. Только сохранилась от нее лишь верхняя часть.

Этим росписям близки по времени фрески в церкви св. Николая в Галатария, датируемые 1510-ми гг.

Архангел Михаил. 1510-е годы. Роспись ниши в южной стене в церкви св. Николая в Галатария

Здесь на южной стене рядом с иконостасом изображен архангел Михаил, облаченный в далматику, лор и плащ. В правой руке он держит зерцало с ликом Спаса Эммануила. Такие зерцала с ликом Эммануила мы видели в большинстве росписей конца XV – начала XVI в., а именно: в церкви св. Креста Агиасмати (1494) (и соответственно, в церкви с таким же посвящением в Киперунта, расписанной в 1521 г.), св. Маманта в Луварас (1595), в церкви св. Созомена в Галате (1513), в часовне св. Кристины в Аскас (1518)

Архангел Михаил. 1518 год. Роспись часовни св. Кристины в Аскас

и даже в очень поздних, видимо, 1805 г., народных по характеру росписях церкви св. Георгия в Ксилофагу,

 

Архангел Михаил. 1805 (?!). Роспись церкви св. Георгия в Ксилофагу

где архангел, с мечом и при доспехах, изображен также на стене сразу возле иконостаса, в огромном масштабе по сравнению с остальными композициями и заключен в цветочную рамку.

Завершая свое повествование, можем сказать, что образы ангелов в средневековом искусстве Кипра имеют более чем тысячелетнюю историю: самые ранние из них – прекрасная мозаика, которая одной красотой исполнения обращает мысли созерцающего ее к высотам горнего мира, самые поздние – народное искусство, поразительно консервативное и устойчивое, не изменяющее принципам, выработанным в Позднеем Средневековье. Наряду с этим, здесь же существует уникальный по смелости замысла образ св. Неофита, ведомого на небеса архангелами. Как мы заметили, большая часть изображений имеет охранное значение, что естественно для острова, постоянно находящегося под натиском внешних сил и, тем не менее, сохраняющего свою уникальную физиономию и даже формирующего его на основе чуждых влияний. Такие огромные архангелы есть не только на Кипре, например, они есть в болгарских храмах эпохи турецкого владычества, но с таким упорством и постоянством крылатых защитников рисовали, кажется, только здесь. Я не случайно решила написать об ангелах – небесных воинах. Во-первых, на востоке сейчас снова неспокойно. Хотя все конфликты в конце концов разрешаются, в такие моменты очень хочется видеть образы защитников. А во-вторых, я писала ее к празднику 23 февраля, поэтому поздравляю всех, кто защищает мир в воздухе, на воде и на суше!

Юлия Бузыкина
23.02.2016

ЛИТЕРАТУРА

О настенных росписях Кипра см.: Stylianou A. & J. The painted churches of Cyprus. Treasures of Byzantine art, Second edition. Nicosia, 1997

Об иконах Кипра см.: Papageorghiou A. Ikonen aus Cypern. Nicosia, 1993

Об ангелах см.:  Бенчев И. Иконы ангелов. Образы небесных посланников / пер. с нем. С. К. Дмитриева. М., 2005.

Об архангеле Михаиле см.: Тычинская П.А. Архангел Михаил. СПб., 2013.