Кипр

Путеводитель по Кипру: достопримечательности, маршруты, путешествия, экскурсии, фотографии, карты

Икона Богородицы Валана Печать
Хочу всё знать - С колокольни искусствоведа

Икона Богородицы Валана. Икона XII века, которая многое помнит

Икон Богоматери XII века сохранилось немного, их можно пересчитать по пальцам. Почему-то это столетие дало самые впечатляющие по силе образы, не только богородичные, причем они появлялись  в течение всего века. Это была одна из вершин развития византийского искусства. В частности, первой третью XII века датируется великая русская святыня Владимирская Богоматерь, а если говорить о Кипре, то в 1192 году появились росписи церкви Пресвятой Богородицы Араку, в том числе образ стоящей Богоматери с Младенцем и икона Одигитрии, к XII столетию относятся выразительнейшие иконы на серебряном фоне из монастыря св. Неофита, Богоматерь и Спаситель (ок. 1183), Панагия Хрисалиниотисса (Никосия, одноименная церковь, первая половина века), Богоматерь из Лофу последней четверти XII века и многое другое.

Одна из таких икон, пресвятая Богородица Валана, датируемая концом XII века, находится и сейчас в приходском храме деревни Ланья, в застекленном киоте, окруженная почитанием и благоговением. Под киотом – витрина, а в ней два бронзовых блюда, а на них непонятные изображения, тоже явно не новые.

В церкви деревни Ланья

Сама церковь отстроена в XIX столетии, откуда в ней эти древности? Какое отношение к иконе имеют блюда? Чтобы ориентироваться, конец XII века – это время, когда на Руси расцветает «владимиро-суздальская романика» - появляются знаменитые храмы с аркатурными поясами и странными рельефами на стенах, напоминающие европейские, внутри они были покрыты великолепными византийскими фресками. Около 1189 года Всеволод Большое Гнездо пристроил галереи к Успенскому собору во Владимире, расширив его и придав современный объем. От этого времени там сохранилось несколько фресок, можно ради интереса сравнить. В 1195 году был расписан Дмитриевский собор во Владимире. В этот же период помещаются третий и четвертый Крестовый походы. Третий Крестовый поход (1189—1192), которым командуют император «Священной Римской империи» Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский короля Ричард I Львиное Сердце, который венчается на Кипре с Беренгарией. События похода, в особенности, связанные с императором Фридрихом, служат фоном для событий романа Умберто Эко «Баудолино». Завершает столетие начало Четвертого Крестового похода, в результате которого крестоносцы разграбили Константинополь (1204), в котором до того правил очень неоднозначный персонаж Андроник Комнин, чья карьера закончилась тем, что он был растерзан на ипподроме народом.

Итак, икона Богоматери с Младенцем, а также четыре литургических сосуда, в том числе два бронзовых блюда, происходят, согласно местной устной традиции, из часовни Богоматери Валана, находившейся неподалеку от современной деревни Ланья.

Часовня Богоматери ВаланаЧасовня Богоматери Валана

Согласно тем же неподтвержденным данным, все предметы происходят из одного места, и скорее всего, это был монастырь, так как неподалеку от этой часовни находились жернова для переработки оливок и цистерна для масла.

Если присмотреться к церкви, то мы увидим, что иконостас (кстати, подписной: писал поп Фома, 1676 год указан на царских вратах и 1696 на Распятии) и значительная часть убранства тоже значительно старше существующего здания.

ИконостасИконостас

Они также происходят из существовавших здесь ранее церквей и часовен, одна из них – собственно Богородицы Валана.

Икона Богородицы Валана

Возвращаемся к иконе. Она очень выразительна, нежна без слащавости, аскетична без изможденности, красива без миловидности. Её взгляд, подчеркнутый яркими белками, и очень внимателен, и одновременно ускользает от зрителя. Младенец Христос имеет детские пропорции головы и лика. Неправда, что Средневековье не умело изображать детей, византийское искусство прекрасно решало эту задачу. Младенец Христос на руках Владимирской Богоматери – действительно Младенец, здесь изображен ребенок постарше, его пропорции ближе к отроческим. Выражение лика, правда, совсем не детское, но это и не простой ребенок. Богоматерь облачена в вишневое покрывало, затканное золотыми узорами. Такие одежды у Девы Марии встречаются в кипрской иконописи довольно часто, у нас – крайне редко. На Младенце светлый, серовато-голубой хитон и ярко-алый гиматий, знак Его грядущих страданий. Такое бывает в греческой иконописи этого периода, у нас – реже. Например, на Мальте в церкви Пресвятой Богородицы Дамасской хранится греческая икона XII века, собственно это и есть Богородица Дамасская, которую рыцари принесли с Родоса. На этой иконе у Младенца ярко-красное препоясание, в той же церкви хранится икона XIII века, тоже с красным хитоном у Младенца.

Кипрский исследователь Софоклис Софоклеу датирует икону концом XII столетия, но он при этом отмечает, что нынешний ее облик не вполне аутентичен. Икона была записана прямо по красочному слою без перегрунтовки, с изменением цветового решения, но не контуров. Скорее всего, это произошло в XV или XVI веке. В местах сколов записей видны первоначальные очень яркие цвета. Например, изначально мафорий (головное покрывало) Богоматери был красным, тогда как сейчас он имеет сложный пурпурный оттенок и заткан золотым орнаментом. Ее синий чепец был ярко-голубым. Хитон Младенца, серо-голубой в нынешнем состоянии, был тоже ярко-голубого цвета, гиматий был, как и сейчас, красным, но более светлого оттенка. Поновитель коснулся и ликов, оживив щеки матери и сыну ярким деревенским румянцем. Такое стремление придать ликам жизненную убедительность, а также характерный золотой орнамент на одеждах и выдают время поновления – эпоху венецианского владычества (1489–1571). При всех своих недостатках, они принесли на остров новые художественные идеи, а искусства в Венеции в это время расцветали, что живопись, что плетение кружев.

От древнего образа остался контур фигур и черты ликов, изысканные и стилизованные, в том числе характерная деталь живописи эпохи Комнинов – «вилочка» в месте соединения носа и бровей. Такая деталь есть на обоих ликах. Столь же показательны для той поры огромные миндалевидные глаза, с длинными ресницами и тяжелым нижним веком, красные описи на носу и верхних веках, живописный прием, позволяющий выявить форму с помощью цвета. В поздних иконах так уже не делали. Приятной неожиданностью для меня было то, что Софоклеу называет среди стилистических аналогий этому образу фрески 1195 года в Дмитриевском соборе Владимира.

4

Его расписывали приглашенные греки, а Андрей Рублев потом через двести лет вдохновлялся ими, работая поблизости в Успенском соборе.

Одной из особенностей иконы Богородицы Валана является стуковый рельефный орнамент на нимбе и фоне. Это, кажется, готическая традиция. На Кипре это бывает часто, на Руси – только в контактных с Западом зонах, например, в Пскове и Новгороде. Поскольку на Кипре икон с таким орнаментом достаточно много, то нашлись и аналогии: икона с очень похожим орнаментом происходит из церкви в деревне Педулас, а датируется она XIII веком, косвенно подтверждая датировку иконы. Кстати, по другим признакам Богоматерь Валана все же древнее своего орнаментального аналога, а потому может считаться самой ранней сохранившейся кипрской иконой со стуковым орнаментом на нимбе, фоне и полях, – гордо констатирует Софоклеу.

С иконой мы более или менее все поняли, осталось разобраться с блюдами.

Бронзовые блюда

Эти блюда бронзовые, а значит, не очень дорогие. Изображения на них смазанные, как будто их отливали, используя матрицу уже далеко не первый раз или вообще отпечатав в воске более изящное блюдо. Проработка рельефа слабая, он как будто зализан. На одном изображено Грехопадение, второе просто орнаментальное. Такие блюда, с еще более смазанным рисунком, выставлены в музее при Киккском монастыре. Что это за блюда и где они встречаются? Они не имеют аналогов в благородных собраниях типа Оружейной палаты, ибо это серийная продукция. Их можно встретить в Британском музее и в изобилии в антикварных магазинах, в том числе онлайн. Это серийная западноевропейская продукция, массовое производство, налаженное в XV–XVII веке на территориях от германских земель (Нюрнберг, Аахен) до Фландрии (города Динант и Бовиньи). Например, в Нюрнберге были и выдающиеся мастера-серебряники, которые без устали работали, снабжая изящнейшими изделиями дворы Европы, да и нашей Родины тоже, а были и те, кто их творчество отливал в бронзе и продавал. Дешево и сердито.

Причем здесь Кипр? Скорее всего, эти блюда и другие сосуды, а они европейского типа, прибыли сюда с венецианцами. Вместе с иконой они оказались, видимо, во время Кипрской войны, 1570–1573 годов, когда сюда пришли турки, и все ценное, естественно, прятали. Согласно одной из версий предания, икона и сосуды были спрятаны, то есть представляли собой клад, а часовню возвели после их обнаружения. Если здесь действительно был монастырь, пострадавший от захватчиков, а турки занимались тем, что терроризировали монастыри поборами с целью изъятия земельной собственности, то эти нехитрые богатства в какой-то момент могли спрятать так, чтобы их смогли потом найти.

Вот такая история об иконе, написанной при византийцах, поновленой при венецианцах, спрятанной от турок и снова обретенной. Думаю, что реставрационные и технологические исследования иконы дадут очень интересные результаты. А счищать записи, пожалуй, и необязательно. Ведь ценность памятника заключается не только в его аутентичном облике, но и в следах разных эпох на его лике.

В заключение, искренне благодарю Агнию Руиз за перевод каталожной статьи с французского языка.

Юля у церкви в деревне Ланья

 

ЛИТЕРАТУРА

Sophocleous S. Icones de Chypre. Diocese de Limassol, 12-e – 16-e siècle. Nicosie, 2006. Cat. N 105.

 

Юлия Бузыкина

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить