Кипр

Путеводитель по Кипру: достопримечательности, маршруты, путешествия, экскурсии, фотографии, карты

Воины Кипра Печать
Хочу всё знать - С колокольни искусствоведа

Взгляд сквозь века

Вместо предисловия

Эту публикацию я изначально задумывала как статью о святых воинах на иконах и фресках острова. Но поразмыслив, решила не ограничиваться средневековым церковным искусством: оно является частью общей истории искусства, хотя и не сводится только к художеству. В каждую эпоху искусство по-своему дает ответ на вечные вопросы, и сегодня мы увидим, какими на Кипре видели воинов на протяжении последних четырех тысячелетий.

Начну издалека. Когда приезжаешь на Кипр, кажется, что самый воздух здесь полон покоя и умиротворения (это не только мне так кажется, в художественной литературе можно встретить много подобных описаний). А пока самолет еще кружится над горами, заходя на посадку, я каждый раз думаю, что скалы с редкой растительностью с высоты напоминают халву, или еще какую-то изысканную восточную сладость.

11

Так и хочется лизнуть или откусить… Хотя вообще-то я равнодушна к сладкому. Но дело не в этом, а в том, что на протяжении всей истории острова, насчитывающей около 12 тысяч лет, на него постоянно кто-то облизывается. Кипр находят аппетитным по целому ряду причин: залежи меди, выгодное географическое положение, рекреационные ресурсы. Чтобы не быть съеденным, необходимо защищаться. Население острова никогда не было агрессивно-воинственным, я лично не помню, чтобы киприоты сами на кого-то нападали. Только защищались и находили способы уживаться с непрошеными гостями. Если другого выхода не было, с этими гостями могли показательно расправиться. Конечно, 12 тысяч лет – это невероятно много, и всего мы рассмотреть не успеем, но все же с этой высоты лучше видна уникальная физиономия острова, всегда узнаваемая, индивидуальная, немного странная, порой забавная, а иногда и жутковатая (но об этом в другой раз), но всегда очень обаятельная. Итак, посмотрим, как выглядел защитник острова на протяжении тысячелетий.

 

 

1. БРОНЗОВЫЙ ВЕК

Обратимся к тому моменту, когда Кипром впервые заинтересовались соседи. Произошло это в тот момент, когда и до местных жителей, и до соседей дошло, что медь, которой так богаты местные горы, и которую уже давно и успешно здесь добывали, очень полезный и востребованный материал, особенно если добавить в него олова. Полученный сплав, бронза, еще практичнее чистой меди. Надо больше меди! Из нее можно делать орудия для мирного труда, посуду, украшения, статуи богов, − да много чего еще. Вот оружие из нее тоже отличное получается, можно отбиться от врагов или отобрать какой-нибудь важный ресурс у соседа, например, медь. – В самом деле, зачем им столько меди? Пусть делятся, а лучше платят дань, желательно бронзовыми слитками, − так думали египтяне, поглядывая в сторону медных месторождений на Синае и на Кипре. Кстати, один медный рудник Кипра, гора Скуриотисса, был открыт еще в те незапамятные времена и разрабатывается по сей день.

Гора Скуриотисса

Она сложена из пород разных оттенков и по-разному выглядит в зависимости от времени суток и погоды. После дождя она переливается всеми цветами радуги от скрытых в ней богатств.

Я неслучайно упомянула медные и бронзовые слитки. В той форме металл экспортировали в тот же Египет, кроме того, они служили своего рода валютой. Наш первый герой, «Бог в рогатом шлеме», стоит на подставке в виде такого слитка!

Бог в рогатом шлеме

Посмотрим на него внимательнее. Это небольшая статуэтка из бронзы. Найдена она в Энгоми, недалеко от Фамагусты, и датируется эпохой поздней бронзы (1230-1050 лет до нашей эры). Экспонируется в Кипрском музее в Никосии. Мужская фигурка на подставке в виде дощечки с вытянутыми углами (так выглядели эти слитки, а форма их имитирует бычью шкуру, также служившую денежной единицей). Он стоит, немного согнув ноги в коленях, и угрожающе потрясает копьем, которое держит в правой руке. В левой у него маленький круглый щит. На голове воина шлем, увенчанный рогами. Одет он в набедренную повязку, отдаленно напоминающую египетскую. У него выразительная физиономия с очень большими глазами и аккуратно подстриженной короткой бородкой. Кто это – неизвестно. Скорее всего, божество-охранитель или как минимум герой. Это все, что о нем можно сказать, потому что письменные источники на эту тему недоступны. Несмотря на то что в указанную эпоху на Кипре уже существует письменность, так называемое кипро-микенское письмо, извлечь сведения из письменных источников мы не можем. Табличку с такими письменами, датированную около 1500 года до нашей эры нашли здесь же, в Энгоми. К сожалению, оно не расшифровано, как и очень похожее на него критское письмо «Линейное А». Через некоторое время (около 1200 года до нашей эры) волна греков-ахейцев, переселенцев с Пелопоннеса, заселит Кипр, и с тех пор остров заговорит по-гречески, но до этого момента мы можем только интерпретировать изображения.

В данном случае все более или менее ясно. Бог или герой стоит на бронзовом слитке и отгоняет от него всех, кто покушается на имущество. Он защищает свои ресурсы с оружием в руках. Для того чтобы понять это, не нужны слова. Изображенный мужчина строен и молод, но не тождественен изнеженным персонажам с фресок Кносского дворца.

Принц с лилиями

На боге в рогатом шлеме набедренная повязка в египетском стиле, но он точно не египтянин. Его поза очень живая и свободная, что говорит о таланте мастера, но это и не греческий классический контрапост, тем более что в ту пору он еще не был открыт. Чем-то наш герой напоминает микенские бронзовые статуэтки, но все равно он немного другой. В частности, они все либо с ярко выраженными бородами, либо совсем безбородые.

Геракл и кентавр

Например, на статуэтке из Музея Метрополитен у мужчины (скорее всего, это Геракл) – отлично читающаяся клиновидная борода. У кентавра тоже. Кстати, они тоже стоят на подставке в виде бронзового слитка. У нашего же героя совсем короткая бородка, скорее художественная небритость. Как жаль, что мы не знаем ни его имени, ни истории подвигов, ни того, чьими рогами и зачем он украсил свой шлем.

 

 

2. ЭПОХА АРХАИКИ

Перевернем страницу и окажемся в кипрской версии общего для эллинской культуры периода архаики (750–600 лет до нашей эры). Здесь мы снова увидим похожие фигурки воинов, только глиняные.

22

Кстати, глиняной пластики на Кипре во все эпохи очень много, можно при желании собрать целую армию. Большинство их найдено в погребениях. Куда проще и гуманнее дать умершему правителю глиняную свиту и войско, чем приносить в жертву настоящих слуг и воинов, которые еще послужат в этом мире. Рассмотрим фигурки воина со щитом, на котором красуется розетта  –  цветок, похожий на маргаритку. Их в витрине Кипрского музея выставлено две, различаются они только деталями. В действительности их гораздо больше. Воин напоминает шахматную фигурку: нижняя часть его торса, скрытая под длинной колоколообразной юбкой (длинная набедренная повязка?), изготовлена на гончарном круге. За исключением рогов на шлеме и подставки в виде слитка, он повторяет основные признаки своего бронзового предшественника: это тоже воин в набедренной повязке, вооруженный отломанным сейчас копьем (скорее всего, это было копье, потому что меч держат по-другому) и щитом. Поза его идентична: в правой руке копье, которым он готов ударить, в левой щит. У воина все та же короткая бородка и вытаращенные глаза. Рот приоткрыт в боевом кличе. Стоит отметить, что кричать что-то он мог уже на греческом языке, хотя тип его стилизованной физиономии скорее семитский. Таких воинов сохранилось довольно много. Кстати, у некоторых из них сохранились ноги, которые привешивались под юбкой. Стоять такие фигурки не могли, видимо, они подвешивались. Помимо увиденной нами здесь пехоты, упомянем терракотового наездника, найденного неподалеку от Пафоса.

Конный воин

Он вооружен мечом, датируется приблизительно тем же временем. Несколько таких воинов было вывезено в Америку и сейчас экспонируется в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Полюбуемся на изящного конного воина на вазе и двинемся из музея дальше, то есть ближе к нашему времени. С Вашего позволения я не буду останавливаться на классике, так как всегда существует риск в ней увязнуть.

Ваза

3. РИМ

Руины Куриона. Римский форум

Римская военная экспансия заставила средиземноморский мир вкусить прелестей глобализации. Сейчас поясню, что я имею в виду. Греческая экспансия была в первую очередь торговой и культурной, то есть непосредственно завоевывать с оружием в руках все те огромные территории, на которых говорили и по сей день говорят по-гречески, эллины не собирались. Они торговали, основывали колонии, расселялись все шире и шире, забирались все дальше и дальше, успевая ненавязчиво научить плохому, простите, насадить свою культуру везде, где они оказывались. Собственно поэтому Ромейская держава со столицей в Константинополе, названная с легкой руки европейцев Византией, говорила на греческом языке. Римляне делали не так. Они методично и в прямом смысле слова завоевывали соседние земли, а потом еще и еще, еще и еще. Для бесперебойного снабжения армий нужны хорошие дороги, и римляне знали толк в дорогах.

Аппиева дорогаАппиева дорога

Многие из них используются по назначению до сих пор. В Италии сегодня по радио можно слышать: на консульских дорогах небольшие пробки на въезде в город… Так вот, это те самые дороги. Центральная улица города Салоники – Эгнатиа, переходящая за пределами города в автостраду – это римская улица и дорога via Egnatia, пересекающая Балканский полуостров, она соединяла небольшую колонию-порт Византий (впоследствии Константинополь) с Аполлонией Иллирийской (крупный античный порт на территории современной Албании).

Помимо дорог, нужны укрепленные лагеря. Поэтому римские города имеют планировку военного лагеря с сеткой пересекающихся под прямым углом улиц. Стоит ли говорить, что города эти, за вычетом нюансов, похожи друг на друга: на Ниле и на Оронте, на Евфрате и на Дунае. В дебрях Абхазии и на островах Эгейского моря. В Италии и в Африке, во Франции и в Британии. Для удобства и развлечений граждан (римляне любят развлечения, а кто их не любит?) в городах есть водопровод, бани (римлянам никак нельзя без горячей воды!), театры, даже библиотеки.

Полы в общественных зданиях и богатых частных домах украшают мозаикой. Вооруженные этим знанием, посмотрим на мозаики в античном городе Курионе неподалеку от Лимасола.

Вид Куриона

В Курионе есть все, что положено римскому городу: и бани, и театр, и возможность жить на широкую ногу. Говорили здесь, кажется, все же по-гречески, судя по оставшимся надписям.

А какое любимое развлечение у римлян, чья Империя живет войной? Правильно, гладиаторские бои! Не буду останавливаться на том, кто такие гладиаторы и какие их разновидности существуют, с кем борется мирмиллон и чем вооружен фракиец. Эту информацию можно легко найти в интернете.

В Доме гладиаторов сохранилась мозаика второй половины III века нашей эры, давшая название этому дому. Изображены сражающиеся гладиаторы и судья, причем сохранилась левая половина сцены.

Сражающиеся гладиаторы и судья

Левого гладиатора зовут LYTRAΣ, кудрявый румяный персонаж в белом, видимо, судья, подписан как ΔΑΡΕΙΟΣ, то есть он тезка персидского царя. Обратите внимание, что надписи – не латинские, а греческие. Гладиаторские бои – довольно традиционный сюжет для напольных мозаик, например, в Риме в галерее Боргезе выставлен кусок похожей мозаики, выломанный для мецената на чьей-то древней вилле. Имена гладиаторов там, кстати, тоже подписаны, на чистом латинском языке.

 

 

Возвращаемся. Литрас, лицо которого закрыто забралом, экипирован наподобие гопломаха (от греч. οπλομάχος – вооруженный боец, один из типов экипировки гладиатора). На Литрасе стеганые штаны, пояс, поножи, маника (доспех для предплечья, от лат. manus – рука, точнее предплечье: от локтя до кисти), шлем с полями и забралом, увенчанный гребнем. В забрале видны отверстия, то есть он сражается не вслепую (были варианты и вслепую, к тому же верхом). Прикрывается он большим прямоугольным щитом, хотя гопломаху вроде бы положен маленький круглый щит. В правой руке у него короткий кривой фракийский меч, хотя положен гладиус, меч, собственно, давший название гладиаторам, а также цветку гладиолусу. Думаю, что в реальности все было не так строго, как мы читаем сейчас в энциклопедиях. Кстати, тема гладиаторов и различных их типов раскрыта в балете Хачатуряна «Спартак», не говоря о многочисленных экранизациях.

Вторая сцена представляет собой тренировку двух гладиаторов, они подписаны как ΜΑΡΓΑΡΕΙΤΗΣ и ΕΛΛΗΝΙΚΟΣ.

Тренировка гладиаторов

Второе имя может быть связано с происхождением этого человека. Оба одинаково вооружены и экипированы. Оба вооружены очень короткими мечами и круглыми щитами. На головах шлемы с забралом, голени защищают поножи. На правой руке у обоих, по-видимому, надета маника. Из одежды у обоих – лишь набедренные повязки. Эти двое по типу напоминают фракийцев, только мечи должны быть кривыми, а щиты как минимум в три раза меньше.

Что еще любят римляне? Еще римляне любят греческую культуру: литературу и театр, греческих инженеров и художников тоже уважают. Так что кто кого завоевал – большой вопрос. Считается хорошим тоном знание греческого языка, кто не знает, нанимают преподавателей-греков. Сюжеты из греческой мифологии и эпической поэзии украшают частные дома, виллы и общественные здания. Например, в доме Ахиллеса изображен сюжет «Обнаружение Ахиллеса Одиссеем».

Обнаружение Ахиллеса Одиссеем

Мозаика датируется IV веком нашей эры. Изображен юный могучий герой троянской войны Ахиллес в женском платье, со стильной укладкой, с гривной на шее. Левой рукой, унизанной браслетами, он держит щит, в правой сжимает копье. На плечах юноши повисла, тщетно пытаясь его удержать, Фетида, мать героя. Справа, роняя заколки и брошки, отскакивает в сторону восточный купец (переодетый Одиссей).
Фетида, не просто любящая мать, но и богиня, знала наперед жестокую судьбу сына (стать героем и умереть молодым) и стремилась уберечь его от участия в Троянской войне. Для этого она спрятала его среди дочерей Ликомеда, нарядив девчонкой, где тот до поры до времени и жил. Но от судьбы не уйдешь, этому нас учит вся великая древнегреческая литература. Хитроумный Одиссей догадался, где искать Ахиллеса. Он оделся купцом и пробрался в дом Ликомеда под предлогом продажи безделушек. Одиссей взял с собой целую кучу украшений и немного оружия. Девочки бросились мерить браслеты и колечки, а юный герой выбрал то, что было ему предначертано судьбой. Этот момент и запечатлен в мозаике.

 

 

Таким образом, римская эпоха не только привнесла сюда свои сюжеты, непосредственно связанные с войной и военными играми. В ее рамках продолжали жить и герои древней Греции. Собственно, защитников Кипра в данный момент мы не увидели. Между тем, в этом мире римского права, триумфов и гладиаторов, на фоне роскошных мозаик с античными героями в Римской империи вообще и на Кипре в частности укрепляло свои позиции христианство, незаметно завоевывая умы и сердца людей. Пока без оружия. До крестовых походов и религиозных войн было еще далеко.

4. ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

В христианском искусстве место духов-защитников, античных героев, легионеров и гладиаторов заняло святое воинство, защищающее от любых врагов, видимых и невидимых. Возглавляет его архангел Михаил.

О святом Георгии XII или XIII века из Асину, верхом на улыбающемся коне, уже было сказано в своем месте,

Святой Георгий

равно как и об архистратиге Небесных вооруженных сил Михаиле Архангеле.

Архангел Михаил

Упомяну здесь любопытную икону святого воина Иакова Перского начала XIII века.

Иаков Перский

Она хранится в Византийском музее города Пафоса, представляет собой оборотную сторону иконы Богородицы. Иаков Перский, то есть персиянин, имеет редкую, если не уникальную, особенность облика, довольно показательную. Он изображен с серьгой в ухе! Это давно замеченная деталь, но все же она стоит того, чтобы быть упомянутой. В принципе, в облике этого святого всегда подчеркивали экзотичность, коль скоро он родом с востока. Изображая его, русские иконописцы обычно ограничивались шапочкой как у ветхозаветного пророка или цветастыми штанами. Здесь он тоже, кстати, в маленькой красной шапочке, которую «надевают» на святых восточного происхождения, например, на мученика Мардария, по житию он был армянином.

Мученик Мардарий

Вернемся к серьге. Мода на суровые мужские серьги при византийском дворе существовала, носили их вроде бы даже на Руси, а традиция дожила вплоть до революции в среде казаков. Интересно другое. Даже если допустить, что мужчина с серьгой в ухе не был чем-то из ряда вон выходящим, изображали это крайне редко! Известно всего два примера изображения. Здесь же на Кипре, у младенца Христа на знаменитой фреске 1192 года в церкви Панагия ту Араку в Лагудера (фреска расположена ровно под аркой, где в медальоне написан Мардарий).

Младенец Христос с серьгой в ухе

Серьгу в ухе Младенца Христа объясняют, исходя из обычая казаков. В начале ХХ века она означала, что ее владелец – единственный сын своих родителей. Иисус тоже был единственным, и это подчеркивается в богослужении: Единородный Сыне, Слово Божие… и т.д. Три подвески на серьге Младенца на этой фреске вроде бы символизируют Троицу. В этом объяснении есть логика, но нет никакой гарантии, что почти десять веков назад серьга означала то же самое.

Образ христианского воинства на Средневековом Кипре не будет полным без рыцарей-крестоносцев. Мы без труда найдем как минимум двоих. Это коленопреклоненный Ян Лузиньян в капелле св. Екатерины в Пирге

Ян Лузиньян

и безымянный рыцарь, предстоящий святителю Николаю на храмовой иконе церкви Святого Николая тис Стегис в деревне Какопетрия, самого конца XIII века.

44

Этот благородный шевалье (что в переводе означает «конный») изображен спешившимся со своего закованного в броню верного коня, ожидающего на почтительном расстоянии. Рыцарь умоляет о милости святителя Николая, стоящего во весь свой исполинский, по сравнению с рыцарем, рост, в епископских облачениях, с Евангелием в руках. Крестоносец припадает на одно колено, как вассал перед сюзереном, простирая руку в жесте прошения. На нем чешуйчатый доспех, шлем и латные перчатки. На поясе висит меч в красных ножнах. Поверх лат надет надоспешник с орлом. Рыцарь стоит по правую руку святого, а его супруга в красном готическом платье вместе с дочерью – по левую (в данном случае уместно считать право и лево относительно Николы, а не зрителя, так что я ничего не путаю). Эту икону сложно назвать однозначно византийским произведением, у нее много общего с итальянской живописью поздней готики. Однако надписи на ней греческие и облачения святителя Николая однозначно православные, в отличие от новгородской иконы Николы Липенского тоже конца XIII века, где фелонь у святителя готическая, с разрезами.

Святитель Николай

Икона из Какопетрии – впечатляющий пример «искусства крестоносцев», когда привычные границы стилей и сфер влияния (византия-готика, восток-запад) несколько перемешались. Сосуществование латинян и православных на острове однозначно не было мирным, но и характера перманентной войны не носило.

В новую и новейшую эпоху самые знаменитые воины Кипра были скорее партизанами, боровшимися доступными им способами за свободу своей маленькой, и от этого не менее прекрасной родины. Только светлое будущее они все видели по-разному. Я упомяну Георгиоса Гриваса, предводителя национально-освободительного движения ЭОКА и сторонника эносиса, то есть объединения Кипра с Грецией. В его честь во многих городах острова названы улицы, а неподалеку от Пафоса даже стоит памятник.

Георгиос (Дигенис) Гривас

Среди воинов, сражающихся немного в другом измерении, стоит назвать служителей Кипрской церкви, которые в долгие годы иноземного господства поддерживали свой народ, чудом сохранивший после всего, что было, свою культурную идентичность, – язык и веру. Неслучайно первым президентом Кипра стал архиепископ Макарий. В отличие от Гриваса, Макарий видел Кипр независимым государством. Разногласия в среде борцов за независимость имели трагические последствия, приведшие к оккупации острова в 1974 году турецкими войсками.

Архиепископ Макарий III

Под занавес – современные военнослужащие Национальной гвардии Кипра, так называются их вооруженные силы, охраняющие покой и безопасность жителей и гостей острова.

Национальная гвардия Кипра

 

Юлия Бузыкина, искусствовед (Музеи Московского Кремля)