Заказчик и художник в Средние века
Настенные росписи кипрских церквей обладают одной особенностью, которая существенно облегчает жизнь историкам: их часто сопровождают надписи с бесценными сведениями о времени постройки и заказчиках. Даже о тех, кто поновлял росписи в течение веков: ведь они страдали и от рук людей (причем не только вандалов и завоевателей), и от милостей природы вроде землетрясений, да и просто от времени. Правда, я уже давно заметила, что даже самый сохранный ансамбль фресок, или картина, или здание, да что хотите, про которое известно множество подробностей, дат и имен, не отпечатывается в памяти и вызывает зевоту, если он не ассоциируется ни с чем знакомым. Например, можно посмотреть великое множество крепостей и башен, но запомним мы именно ту, в которой Отелло задушил Дездемону. Даже если он ее там не задушил.
Вооружившись этим тезисом, расскажу о фресках монастыря св. Неофита, которые я имела удовольствие видеть весной 2012 года. Рассказ ориентирован на русскую публику, потом поймете, почему. Разумеется, я в этом тексте не претендую ни на научность, ни на новизну. Памятник опубликован в 1985 году Андреасом и Юдит Стилиану в их монографии о фресках Кипра и с тех пор хорошо исследован. При музее продается путеводитель (Папагеоргиу. А. Монастырь св. Неофита. История и искусство. Краткий путеводитель. Никосия, 1999). Он помогает сориентироваться, где какая роспись находится и каким годом датируется. У путеводителя есть русский вариант, что очень приятно в нашу эпоху повсеместного плохого английского. Единственный минус перевода - путаница с терминологией и именами святых. В частности, Иоанни Климакийский - это просто Иоанн Лествичник. Хризостомос - это Иоанн Златоуст, имеется в виду монастырь Иоанна Златоуста в Кутсовендис. Святой, изображенный с иконой в нефе – Стефан Новый, а не юный. Императора, который не справился с Ричардом Львиное Сердце, по-русски называют Исааком Комниным, а иерусалимского короля, который впоследствии прописался на Кипре, Ги де Лузиньяном. Но это мелочи. В общем, за подробностями я отсылаю к путеводителю и к монографии Стилиану (Stylianou A., Stylianou J. Painted churches of Cyprus. Treasures of Byzantine art. London-Nicosia, 1985, переизд.: 1996), а сама пойду другим путем. Для начала пару общих слов о фресках.
Росписи нефа, алтаря и кельи относятся к разным эпохам. Самые ранние, исполненные собственно по заказу св. Неофита, основателя этого монастыря, датируются 1183 годом, что сам Неофит и зафиксировал в своем “Завещании” (свод правил для монастыря). Написал их не кто-то, а константинопольский живописец Федор Апсевдис (Правдивый). Его имя и дата – 6691 год от Сотворения мира (или 1183 от Рождества Христова) упомянуты в надписи под композицией «Деисус» на западной стене кельи святого. Возможно, прозвище художника намекает на его мастерство и способность создавать правдоподобные образы. Его же руку, или, по крайней мере, руку константинопольского художника той же эпохи, искусствоведы обнаруживают в росписях 1192 года храма св. Богородицы ту Араку в Лагудера (Троодос). Что такое 1183 год, кроме того, что это было давно? В переводе на наши реалии, это эпоха домонгольской Руси, расцвет культуры и начало распада государственности крупных русских княжеств. В начале двенадцатого столетия, тоже в Константинополе, неизвестным художником была написана икона, которая потом прославилась как Богоматерь Владимирская. Примерно за 10 лет до того, как Федор приступил к росписям скита Неофита, новгородцы и суздальцы делили земли на Белоозере. То, чем кончилась эта история, изображено на иконе “Битва новгородцев с суздальцами”, которую все знают по учебникам истории. По легенде, новгородцев спасла византийская икона Богоматери, которую после чуда, совершенного ею, стали называть “Знамение” (она находится в Софийском соборе Новгорода). Кстати, на Кипре такой вариант Богородицы можно видеть в церкви Богородицы в Асину (Никитари), на фреске 1105/1106 года, но называется он здесь “Форвиотисса”. Это погрудное фронтальное изображение, руки Богоматери воздеты в молитве, на груди - медальон с воплотившимся Христом.
Федор Апсевдис расписал весь пещерный комплекс, а именно (перечисляю по мере продвижения в пространстве): неф храма Истинного Креста, его алтарь и келью святого. Росписи 1183 года сохранились фрагментарно. Тем не менее, их выдает высочайшее художественное качество, и поэтому их трудно перепутать с другими. У них самый изящный и правильный рисунок, самый чистый колорит, самые благородные линии, в общем, они самые красивые. Среди них: “Святой Неофит с архангелами Михаилом и Гавриилом” в алтаре.
Эта композиция уникальна для византийского искусства и практически не имеет аналогов по дерзости замысла заказчика, потому что возникает четкая ассоциация с “Вознесением”, где ангелы возносят Христа живым на небо. Возможно, Неофит имел в виду уподобление монахов Христу в их подвигах, что не чуждо было и западной культуре: Франциск Ассизский столь активно сопереживал Спасителю, что на теле у него появились стигматы, следы от гвоздей. Правда, на момент росписи Скита Франциску Ассизскому был всего год от роду, и звали его пока Джованни. Затем, к 1183 году относится деисус (Христос на троне с молящимися Богородицей и Иоанном Предтечей), с припадающим к ногам Вседержителя св. Неофитом (надпись с именем художника находится как раз под ней). Как отмечают исследователи, эта композиция хранит следы множества переделок в процессе создания. Это следствие взаимодействия художника с заказчиком, который, видимо, не только разработал программу росписей, но и принимал живое участие в процессе создания декорации. Не думаю, что Федору это нравилось. Его же кисти принадлежит композиция “Воскрешение-сошествие во ад” у гроба святого. На этом месте такой сюжет выглядит очень оптимистично, так как означает неизбежность воскресения из мертвых и надежду на прощение. В изображении в нише на западном краю северной стены кельи надежда перерастает в уверенность. Здесь изображены Христос и Богоматерь со свитком. На нем написано, что Неофиту будет даровано отпущение грехов и прощение. Это нетипично для Средневековья, эпохи, когда даже государи прибегали к формулам этикетного самоуничижения и именовали себя в таких случаях грешными, недостойными и так далее. Святой Неофит был не только христианским подвижником, но и очень плодовитым византийским писателем, а также немного историком. Наконец, он за 700 с лишним лет до Казимира Малевича додумался до того, чтобы превратить собственные похороны в перформанс. Сегодня его могли бы назвать художником-акционистом. Святой изготовил себе гроб из дерева сосны, кедра и кипариса (ничего не напоминает? дело в том, что крест, на котором был распят Христос, состояло именно из этих пород деревьев). Он распорядился, чтобы отверстие, через которое гроб установили бы в могиле, замуровали и расписали живописью, чтобы погребение никто не нашел. Что и проделал преемник Неофита, назначенный им самим, по имени Исайя. Это произошло около 1214 года. Погребение потом и правда потерялось. Кстати, свое жизнеописание, или житие, Неофит составил сам. Нашему соотечественнику протопопу Аввакуму подобная мысль пришла в голову только через полтысячи лет, в середине XVII века.
Итак, после 1214 года, при игумене Исайе, часть фресок переписали. 1214 год - это каких-то 10 лет до начала монгольского вторжения в русские земли. К этому времени относится фрагментарно сохранившийся портрет ктитора на восточной стене нефа, возможно, того самого Исайи. К сожалению, именно та часть надписи, где было имя, не сохранилась. Тогда же были написаны сцены Страстей в нефе. Пример - “Распятие”.
В 1503 году имела место еще одна реставрация. 1503 - это через год после того, как великий Дионисий с сыновьями расписал стены Рождественского собора Ферапонтова монастыря. 7 апреля 1503 года в Москве скончалась великая княгиня Софья Палеолог, бабушка Ивана Грозного. Кстати, ее в свое время сватали за короля Кипра Жака II Лузиньяна, но брак не состоялся. Дату “1503” содержит надпись в юго-западном углу церкви, где упомянуто и имя монаха, который изыскал средства на реставрацию. Его тоже звали Неофитом. Надпись указывает 1196 год в качестве даты первоначальной росписи, но это, как нас учит путеводитель, ошибка. Стилиану, однако, считают, что некоторые росписи действительно появились в 1196 году и даже различают два стилистических варианта росписей XII века: прекрасный классический и суровый аскетический. К росписям 1503 года относится “Гостеприимство Авраама” на южной стене нефа храма. Это то же самое, что Троица, только кроме трех ангелов присутствуют также Авраам и Сарра. Скорее всего, поновитель повторил контур предыдущих композиций, 1183 или после 1214 года. Некоторые сцены реставрированы частично, например, у композиции “Молитва в Гефсиманском саду” переписан только правый нижний угол, так что можно оценить разницу в стиле.
Помещения выстраиваются от входа в следующем порядке: притвор, неф, алтарь, келья. Притвор появился позже других помещений, и расписан в XVI веке.
В нефе от первоначальной декорации ничего не осталось. Существующая роспись появилась после смерти Неофита в 1214 году, при его преемнике Исайе. Но и эти росписи не сохранились полностью, и частично декорация относится к 1503 году. Потолок и верхние части стен украшены библейскими и евангельскими сценами, низ стен отведен святым. В принципе, это очень распространенное на Кипре решение церковного интерьера. Поскольку храм монастырский, то и изображены почти исключительно святые монахи, - преподобные.
Алтарь перекрыт “куполом”, в котором написана композиция “Вознесение”. Так бывает, хотя и нечасто. В Георгиевской церкви в Старой Ладоге недалеко от Новгорода и в соборе Мирожского монастыря в Пскове, обе церкви XII века, тоже в куполах - “Вознесение”. Поскольку здесь купол все-таки не настоящий, а вырытый, без барабана и немного неровный, та часть сюжета, где изображена Богородица, “сползла” в алтарь и оказалась включена в композицию “служба святых отцов”, которую обычно и помещают в апсиде. Обычно в куполах церквей изображают Вседержителя, и здесь он тоже есть. Только на потолке, в западной части алтарного помещения.
По сторонам от него - Богоматерь и Иоанн Предтеча в медальонах, что образует композицию Деисуса, которую в современных путеводителях упорно переводят как “мольба”, но это неправильно. Греческое слово δέησις переводится как «моление», но в данном случае деисус - это просто термин, в переводе не нуждающийся. Так называется композиция, где Богоматерь и Иоанн Предтеча предстоят Христу, умоляя простить человеческому роду его прегрешения. Еще так называют основной ряд в иконостасе, а иногда весь иконостас целиком: “деисус Ондреева Рублева писма”.
Кстати об иконостасах. В храме Истинного Креста была алтарная преграда, что-то вроде иконостаса, но проще. От этого убранства сохранились две иконы - Христа и Богородицы. Их можно увидеть в музее, при главном соборе монастыря. Они датируются также 1183 годом или чуть позже.
Юлия Бузыкина
Путешествие к монастырю св. Неофита
|