Кипр

Путеводитель по Кипру: достопримечательности, маршруты, путешествия, экскурсии, фотографии, карты

Поиск по сайту

Главное меню

ВСТУПЛЕНИЕ
ВПЕРВЫЕ НА КИПР
ПУТЕШЕСТВИЯ
ЭКСКУРСИИ
ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ
НОГАМИ БАРСКОГО
НАПИШИТЕ НАМ
КАРТА САЙТА
СКАЗАТЬ СПАСИБО
1735 год, апрель – декабрь, Кутсовендис Печать
Хочу всё знать - Кипр ногами Барского

Монастырь Иоанна Златоуста, ныне военная база

Спасаясь от эпидемии, разразившейся после землетрясения, Барский покидает Левкосию и отправляется в пятимесячную прогулку-экспедицию по Кипру, результатом которой станет первое научное описание христианских (и не очень) древностей острова на русском языке. О шестидесяти монастырях ему было известно, пятьдесят так или иначе удалось обойти, двадцать зарисовать (рисунков сохранилось гораздо меньше). Началась экспедиция со знаменитого монастыря Иоанна Златоуста Кутсовендис, который стоит на склоне горной гряды Пендедактилос. Сейчас в нем находится турецкая военная база, и вход на ее территорию посторонним (всем, кроме турецких военнослужащих) запрещен. Монастырские постройки просматриваются с дороги, ведущей к базе.

DSC 3435

На момент вторжения они включали: соборный храм (кафоликон) свт. Иоанна Златоуста (1891) с парекклисионом Св. Троицы и колокольней (1957), жилые и хозяйственные корпуса (вероятно, конца XVII в.), а также примыкающие друг к другу парекклисионы Спасителя (конец XI – начало XII в.) и Пресвятой Богородицы «Афендрики» (конец XII в., росписи конец XII - начало XIII в. в очень плохом состоянии) на кладбище недалеко от монастыря.


barsky Тогда убо аз, ради боязни губителства, исшедши от града Левкосии, от двора аръхиепископского, идох первее к монастиру святого Иоанна Златоустого (1), иже отстоит от Левкосии трема часи хождения конского. Сей монастир основан ест на месте неравном, с многою нуждою и великими царскими иждивении сравненном, посреде же гори сухой, високой и безводной, тверд и крепок камень имущой, иже от страни северной имат горы високи зело, от востока же, запада и полудне зело пространное поле, елико мощно очима постигнути. Стоит на месте уединенном, безмолвном и веселом, имат же источник води, недалече от гори внутрь монастиря текущ дон и ноч, к тому же и воздух здрав. Имат вертоград от странни западной, идеже суть древеса садовна от неранчов, лимонов и три кипарисы, и от странни полуденной, недалече, низу монастиря, стоят два кипариси зело краснии.

Монастир же он первее создася в имя Пресвятия Троицы, якоже известно слыпиахь от игумена и ветхих иноков, последи же запусте чрез многие лета и паки же обновися и проименовася в имя святого Иоанна Златоустого, мню, яко от ктитора Иоанна, якоже обычай ест. Начало же сицево быст. Вывшу в Кипре тогда царству (якоже повествуют), в времена ветхого Христианства, едина царица болезноваше болезнию, юже именуют Греки λώβη, Славяне же, мню, нарицают проказа, откуду и прокаженнии. Сицевим убо струпом недугующи, в время летное от теплоти солнечной зело от болезни стужаема, созда верху гори високой полату и тамо чрез все лето се дяше, ради прохлаждения и отради болезни, в зиме же снисхождаше низу. И сице многим мимошедшим летом и немогущей царицы ни от кого исцелитися, быст ей видение в сне, повелевающое, да снийдет одесную горы и да обретет источник текущей воды, и да умиется в нем и будет здрава. И сице сотвори. Воставши оть сна заутра, повеле слугам, да отнесут ю от полат низу гори. Сице проходящи чрез вес ден и с тщанием ищущи, обрете оний источник води, иже и донине внутрь монастиря течет, и умившися в воде оной, абие исцелися от болезни. Последи же, в знамение благодарствия, созда храм в имя Пресвятия Троицы и монастир окрест, с каменно зданними окрест високими стены, якоже зде оть мене изображен видите.

кутсовендис1

Церковь убо оная древняя обетша дозела и готова есть к падению (2). Есть же вторая, совокупно при оной, зданная последи, в имя святого Иоанна Златоустого (3). Сия единою сверху главою покрывается и ест мала же и тесна, обаче расположением и украшением от различного мрамора же и порфира зело художестно зданна же и лепа, на подобее храмов Святие Горы Афона, идеже обретаются четири столпи мраморни, в висоту яко сажен и пол, в толстоту же тоншие выи человеческой, углажденны сице лепотно, яко на них, аки в зерцале, образ человеческий зрится. Много же удивляхъся, како снабдешася от агарян христоненавистних даже донине, на многих бо месте тамо в храме сокрушенни и разбиенни сут драгоценнии мраморы и от мест своих совлеченни.

В время пленения Турецкого, егда взяша от христиан остров Кипр, и тогда разбегошася в горы и в пустины иноки, страха ради агарянского, агаряне же обретши пуст, и чающе под мрамори обрести сокровища, разбиваху нещадно и ископоваху украшение храма оного, якоже и донине знамения зрятся бити, яже аз своима очеси видех и зело соболезно вах. Оставшейжеся красоте паки чудяхся: како лепо долу посланно ест различними мрамори, тако внутрь храма, якоже и в притворе, такожде праги и окрест врат, иже суть шест, от севера единии и от юга другий, от запада три и от притвора западна еди ни велики. Резание иконостаси, полеелеи и все строение церковное изрядно, иконописание от глави до низу. Зданна же церковь от каменей великих естественных, лйпо осеченних, с размещением плинф великих и крепких. Монастир он ест не весма велик, имат пят, шест келий и иноков толикожде, и чинно вь церкве поют. Прежде же имеяше иноков множество и належаше под власть архиепископа, последи же, по запустении и многом пленении, подпаде под власть агарянску, иже продадоша последи единому тамо от блого родних мужей, благочестивому христианину, за цену согласну, с подписанием сведителства, и облада многими лети. По случаю же отшедши на поклонение в Иерусалим, дарова в причастие Гробу Господню, и от того времяни, аще вь епархии архиепископской обретается, но нест под властию его, но под власть належит патриархи Иерусалимского. Тамо аз замедлих дний четиры…


Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. Часть 2. СПб., 1886. С. 245-247.

Место и путь на карте

 

Координаты: 35.274100 33.419300 − Монастырь Иоанна Златоуста

 

 

Комментарий

(1) Монастырь Иоанна Златоуста в Кутсовендис. Ему посвящена статья А.В. Захаровой в Православной Энциклопедии, Барский здесь также упомянут.
Этимология названия связана с одним из ктиторов монастыря − инициатором строительства парекклисиона Св. Троицы был известный военачальник императора Алексея I Комнина Евмафий Филокал. Этот большой начальник хромал на обе ноги. По-гречески "хромой" будет κουτσός, а "господин", в том числе в значении "большой начальник" - αὐθέντης – господин (от этого греческого слова происходит турецкое вежливое обращение «эфенди»). Если сложить два этих слова, то и получится "Кутсоведнис" - хромого начальника (обитель).

Интересный факт: Между 1152 и 1159 гг. здесь подвизался прп. Неофит Затворник, затем его младший брат Иоанн, ставший в 1176 г. экономом, а около 1214 г.- игуменом монастыря.

(2) Это кафоликон, или собор Св. Троицы. В 1891 г. перестроен
(3) Это парекклесион Св. Троицы, (конец XI - начало XII в., он знаменит своими фрагментарно сохранившимися фресками конца XI или начала XII в.)

 

Литература, ссылки

Зыкова Н.В. Паломничество на Кипр православный (по стопам Василия Григоровича-Барского). Ларнака, издательство Русского православного образовательного центра, 2013. С. 20-22.

 

© Юлия Бузыкина