Монастырь на белой горе
Покинув Киккский монастырь, и долину Маратасса (1), Барский через пять часов пути оказался в Пафосской епархии и взял курс на монастырь Хрисороятисса, подробнее о нем здесь.
Монастырь основан в 1152 году при византийском императоре Мануиле Комнине (1143-1180). В монастыре находится икона, написанная, по преданию, евангелистом Лукой (если верить легенде, то заказы на Луку так и сыпались). Монастырский храм датируется 1760-1770-ми годами, то есть Барский застал предыдущий вариант.
Симптоматично, что Барский ничего не пишет об иконе. Либо у него не было времени узнать легенду, либо она сформировалась позже, ну например, после перестройки монастыря. В книге Натальи Зыковой эта легенда приводится. Суть в том, что икону письма Луки Евангелиста во время иконоборчества при императоре Льве Исавре спрятала благочестивая женщина, жившая в провинции Исаврия. Когда к ней явились с обыском, она пустила икону по морю. Море принесло икону к кипрским берегам, где возле утеса Мулья ее выловил рыбак и спрятал в пещере, а отшельник по имени Игнатий – нашел через 400 лет. Место для иконы и идею основать там монастырь подсказал ему ангел. В легенде говорится о том, что у Богоматери на одеждах были вышиты золотые гранаты, и оттого она так называлась. Зыкова публикует икону, судя по живописи, она XVIII века, с молитвой и изображением ктитора. На красных одеждах Марии действительно золотой узор, но гранаты ли это – не видно. В принципе, мотив плодов и цветов граната – это очень распространенный узор для драгоценных тканей – турецких и итальянских, в Позднее Средневековье и Новое время.
Несмотря то что в названии слышится золото (χρυσό), монастырь оказался очень бедным, хотя и красивым. Он стоит на середине высоты белой, видимо, меловой горы, отличающейся от остальных высот. По форме гора якобы напоминает женскую грудь. Как говорится, красота в глазах смотрящего.
Описание монастыря лаконичное и касается в основном условий проживания: место пустынное, красивое, безопасное, воздух и вода отличные. Живут натуральным хозяйством − их кормят земледелие и козлища.
Гостеприимство отчасти было обусловлено тем, что его тут ждали, потому что монастырь был метохом Киккоса. Здесь даже не было игумена, а был назначенный из Киккоса иконом. Не путать с экономом. Иконом происходит не от слова «экономика», а от слова οικονομία, что можно приблизительно перевести как «домоводство», дословно – «домоведение»). Переночевав и придя в себя, Барский взял курс на следующую точку. Рисовать Хрисороятиссу не стал.
Тогда путшествовахом пят часов по жестоком пути, и оставивши Марафасу, в епархию Пафскую. Четири убо часы нисхождением все на низ от оних високих гор и един час восходихомь, окружающе гору некую велику белу, особне от предреченних отстоящую, таже приидохом к монастиру, к нему же по чину имех намерение (2). Монастирец оний обретается в епископстве Пафскомь, именуется Богородиди Хрисориятиса, не под епископску власт належащ, но под власт предреченного первоначального монастира Кикку, причастен бо ему ест, и оттуду тамо иконом наставляется и иноки посилаются, иже суть малочисленни, два или три. Ведати же требе ест, яко в всех монастирах причастних, си ест под власт Богородицы Кикку належащих, не именуются игумени, но точию икономи.
Тамо церковь зело мала (3), с покровом круга, и две, три келии точию. Стоит на месте високомь, в пол горы, между трема или четирма певгами великимы, яже гора бел камен и мягок раждает и древа лесовна неоскудно. Монастирец оный ест зело мал и убог, от земледелия и пасения козлищ пищу приобретающий. Се точию похвально имат, яко стоит на месте веселом и в лете прохладном и безмолвном, при воздусе легком, при источнице води сладкой и здравой. Тамо страннолюбно прият бых и замедлих прочее дня оного и нашедшую нощ. Заутра же, испитавши о пути, отъидох к иному монастирю, часом хождения от прежднего в тойжде горе отстоящему.
Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. Часть 2. СПб., 1886. С. 265-271
Место и путь на карте
Координаты: 34.910100 32.619500 − монастырь Хрисороятисса
Комментарий
(1) О Маратассе см. описание монастыря Иоанна Лампадиста. (2) Другими словами, у Барского был не только план, но и представление о статусе посещаемых им объектов. (3) Не сохранилась, перестроена в 1760-1770 годах.
Литература
Зыкова Н.В. Паломничество на Кипр православный (по стопам Василия Григоровича-Барского). Ларнака, издательство Русского православного образовательного центра, 2013. С. 66-69.
© Юлия Бузыкина
|