Кипр

Путеводитель по Кипру: достопримечательности, маршруты, путешествия, экскурсии, фотографии, карты

Поиск по сайту

Главное меню

ВСТУПЛЕНИЕ
ВПЕРВЫЕ НА КИПР
ПУТЕШЕСТВИЯ
ЭКСКУРСИИ
ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ
НОГАМИ БАРСКОГО
НАПИШИТЕ НАМ
КАРТА САЙТА
СКАЗАТЬ СПАСИБО
1735 год, апрель – декабрь. Монастырь архангела Михаила Лакатамия Печать
Хочу всё знать - Кипр ногами Барского

Монастырь архангела Михаила Лакатамия: колодцы на ослиной тяге

По дороге в Никосию Барский останавливается в монастыре Архангела Михаила, прозываемом Лакатамия. Он делает зарисовку монастыря и описывает гидротехнические сооружения, колодцы и цистерны, возможно, давшие название этому месту.

Плодородная область Лакатамия, когда-то важный сельскохозяйственный регион, а сегодня часть города Никосии, находится к юго-западу от исторического центра столицы. Поскольку здесь протекает река Педиос, а почва пригодна для земледелия, местность издавна использовалась в сельском хозяйстве и была плотно заселена, что Барский в своем описании тоже указывает. В течение франкского периода Лакатамия была феодом и принадлежала членам королевской семьи Лузиньянов. Упоминается у средневекового хрониста Георгия Бустрона: в 1436 году король Кипра Ян II Лузиньян подарил эту землю своей дочери Карлотте, позднее королеве Кипра. Ранее местность принадлежала Пьеру Лузиньяну, графу Триполитанскому и крестному отцу Карлотты.

В венецианский период деревня Лакатамия упоминается в трех документах XVI века (у Маттео Пагано в 1538 г., у Джованни Франческо Помоцио в 1566 и у Абрахама Ортелиуса в 1570). Называется она у них Хилокатамия. В венецианское время здесь был военный лагерь. Потом местность запустела. Разделение на Верхнюю и нижнюю Лакатамию появилось в османский период.

Существует две версии происхождения названия.

1. От имени более древнего поселения, которое, возможно, называлось «Лакедемон», и тогда данный топоним «Лакатамия» восходит к греческой колонизации в XIII–XII вв. до н.э., если допустить, что с течением времени это имя было искажено и приобрело нынешнюю форму. Два древних автора, Стефан Византиец и Евфстафий, упоминают город Лакедемон на древнем Кипре. Стефан пишет, что находился этот город в глубине острова, а не на побережье. К сожалению, эту правдоподобную гипотезу нельзя сейчас проверить по причине недостатка археологических и иных материалов.

2. Другая и тоже вероятная версия происхождения названия связана с простыми гидротехническими сооружениями, которые здесь называются (αλακάτια): это механизм, позволяющий поднимать воду из колодца с помощью системы шестерней, приводимых в движение силой животного, обычно ослика, в крайнем случае человека.

Это еще античная технология, сейчас они уже не используются. Барский видел подобную конструкцию в Египте в цитадели Каира (Колодец Бир-Юсуф (колодец Иосифа или колодец Саладина) в цитадели Каира. Рисунок Григоровича-Барского). Поскольку местность эта богата грунтовыми водами, подобный способ добывания и подачи воды с целью орошения очень удобен в засушливые летние месяцы. К 1945 году таких сооружений здесь было около 80, и они поднимали воду на высоту до 30 футов.

1

Практически в каждом домохозяйстве Лакатамии была подобная водокачка для бытовых нужд. Впоследствии ее сделали символом этого района.

2

Монастырь архангела Михаила, где останавливался Барский, находится на севере округа Лакатамия. Местность вокруг него застроена жилыми домами. Он стоит на левом берегу реки Педиос, в 6 километрах от центра Никосии. Кирпичные постройки монастыря, о непрочности которых упоминал Барский, в основном разрушены. Изначально комплекс имел план в виде буквы П, окружая церковь с севера, востока и юга, а с запада была просто стена или монастырские конюшни. Постройки на юге и западе полностью разрушены, а на севере и востоке частично сохранились. Двухэтажные постройки в восточной части северного крыла относятся к османскому периоду и датируются XVIII – XIX вв. Портик перед восточным крылом исчез. В отреставрированных постройках с 1989 г. расположился фонд культуры Киккского монастыря «Архангел» с библиотекой, научным центром, реставрационными мастерскими, центром изучения греческого языка и конференц-залом, подробности тут.

Барский изобразил монастырь в том состоянии, в котором он был отстроен архиепископом Никифором – с капитальным древним собором и службами из необожженного кирпича.

Точная дата основания монастыря неизвестна. Точно известно, что в XVII в. он служил архиепископской резиденцией. Отсюда архиепископ Никифор отправил в 1668 году письмо графу Савойскому с просьбой освободить Кипр от турок, здесь же состоялся антикальвинистский собор 1668 г. Неизвестно, жили ли в монастыре предшественники и преемники Никифора. Так или иначе, монастырь принадлежал архиепископии до 1713 года, когда архиепископ Иаков был вынужден продать его за 1500 грошей Киккскому монастырю. Случилось это потому что предшественник Иакова Герман заложил монастырь местному турецкому аге, чтобы покрыть расходы на поездку в Стамбул для урегулирования своего избрания. Киккский монастырь выплатил долг, и таким образом приобрел обитель Архангела Михаила в Лакатамии, которая стала таким образом метохом Киккского монастыря.

3

Монастырская церковь древнее самой обители, возможно, даже древнее, чем кодекс, который включает последование к празднику Собора архангелов и их чудеса, который был переписан монахом Иеремией около 1516 г. К сожалению, эта рукопись, которая находилась в библиотеке в 1924 г. в библиотеке Архиепископии, не отражена в более позднем сводном каталоге библиотеки П. Кирмициса, а потому неясно, верна ли датировка, предложенная И.А.Г. Сикутрисом в 1924 г.

Монастырская церковь двухнефная, с нартексом на западе той же ширины, что и оба нефа постройки. Изначально она не была двухнефной. Южный неф представляет собой однонефный храм с куполом, который опирается на цилиндрический свод на востоке и два крестовых на западе. Эта часть храма сочетает в себе византийские и готические черты, и хронологически может совпадать с греческой церковью святого Георгия, а также с северной частью церкви Богоматери Одигитрии Хрисодеистрии в Лефкосии. Последняя постройка в северной части города сейчас известна как Бедестен. Так или иначе, церковь древнее, чем франко-византийские храмы начала XVI в. Чуть позже к основной части церкви пристроили северный неф с крестовыми сводами. Тогда была снесена северная стена первоначальной постройки и заменена двумя столбами, поддерживающими три стрельчатые арки. Нартекс с поперечной стрельчатой аркой был возведен при архиепископе Никифоре в 1660 г.

Резной деревянный позолоченный иконостас датируется XVII веком. Кафедры в южном нефе были расписаны иконописцем Павлом в 1650 году. Тот же самый Павел написал иконы: в 1650 г. – Богородицы и в 1652 г. – архангела. На иконах Богородицы и архангела Михаила присутствует портрет архиепископа Никифора. Другие ценные иконы это образы святых Тихона, Парфения и Мелетия, 1788 г., кисти Михаила Киприота. Он же написал икону архангела Михаила в 1782 г. и евангелиста Иоанна в 1783.


barsky Заутра же, воставь, шествовах три часи, не ктому уже горами, но велим полем равним, оттуду далече распространяемим, и прийдох к иному монастпрю святаго Арангела Михаила, прозиваемому Алакатамея, и тамо премедлих два дни, и начертахь образ его, якоже зде зрится.

4 1

Монастир убо оний именуется по Греческу ο αρχάγγελος της Αλακαταμίας, си есть Архангел Алакатамский, то ест кладяжний, понеже тамо множество студенцовь обретаются, в монастире же и в близ отстоящей веси, ради мягкой земле копания и многих внутр её обретающихся вод (1). Создан от древних благочестивих знаменитих христиан в чест св. Архистратига.

Обретается же на поли равном, между множеством древес садовних (от них же наиболше сут древес маслинних и шелкових, ибо тамо шелка делается немало), на месте веселом, недалече от града Левкосии, сего ради и много стужается от бесурман. Ест же метохь, си есть причастен к монастирю Кикку, отнюдуже иконом и иноки посилаются к пребиванию, четири или пят, елики потребни к управлению дел. Тамо ест много поля равного и благой земле к всеванию семен, оттуду бо найпаче користвуют иноцы, и от воспитания козлищ. Тамо в саде обретаются кладязи, с колеси вертящимися и витягающими воду, напоения ради древес садовних, и с дексамении (2), си ест сажалки, лепо каменнозданнимы. Обретаются же неколики финики и помаранчи (3), и всякое иное древо плодоносное. Монастир он распространением велик, образом четверостенен, зданием не крепок, ибо имат вси келии зданни от плинф непечених (4).

Широкое же имат подворее, идеже и студенец води чистой и храм, посреде монастиря, велик и лепоздан от гладкосеченнихь каменей, и множицею его хотяху агаряне отъяти от християн, но сребрники от благочестивих откупися. Имат входа три лепотна, от запада, севера же и юга, каменними дсками лепо послан, иконостасом и кандилами украшен, с столпами каменнозданними, с кругами и склепами, с многими окнами и с главою вне лепотною, якоже зде на хартии изобразити потщихся.


Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. Часть 2. СПб., 1886. С. 322-324

Место на карте

 

Координаты: 35.131000 33.310600 − монастырь архангела Михаила Лакатамия

 

 

Комментарий

(1) Речь идет о тех самых античных водокачках на ослиной тяге. На рисунке их две, одна в монастыре, другая в верхней части рисунка, в саду.
(2) От греч δεξαμένη – цистерна.
(3) Померанцы.
(4) Из необожженных кирпичей.

 

Литература

Зыкова Н.В. Паломничество на Кипр православный (по стопам Василия Григоровича-Барского). Ларнака, издательство Русского православного образовательного центра, 2013. С. 63-65.

Электронные ресурсы

Сайт муниципалитета Лакатамия

Статья о деревнях Пано и Като Лакатамия в энциклопедии Полигноси

Статья о монастырь Архангела Михаила в Лакатамии, также в энциклопедии Полигноси

 

© Юлия Бузыкина