Икона с камнем, вызывающая град
Барский приходит в монастырь Троодитисса на южном склоне Троодоса, где видит чудотворную икону. Это икона Богородицы, которая может вызывать град, а на обороте у нее укреплен камень.
Он слушает легенды о чудесах этой иконы и особенно про этот камень, разной степени невероятности, критикует их и предоставляет читателю право решить, что в этих баснях правда. Он отдает должное и убранству храма, отмечая деревянный пол и крытую черепицей скатную крышу – Троодитисса находится довольно высоко, зимой здесь холодно, поэтому теплый пол и черепица очень кстати.
Точно не известно, когда основан этот монастырь. Местное предание гласит, что сразу после иконоборчества, во время которого здесь скрывался отшельник. Письменных источников о жизни монастыря в средневизантийское или франкское время нет. Первое свидетельство письменных источников об этом монастыре – позднейшая запись в составе манускрипта Парижской национальной библиотеки Paris. Graec. 261, который датируется XIV веком. Запись датируется 1541 годом, и в ней сказано, что рукопись эту купил монах Феодул в монастыре Троодитисса. Второе упоминание монастыря, более позднее, содержится в рукописи номер 581 из той же Парижской национальной библиотеки. На листах 252–253 написано, что книга принадлежит монастырю «Троодитиссы и Святых Бессребреников», которые, как Барский нам поведал рассказом выше, были в XVIII веке единым целым. Большая часть свидетельств относится уже к второй половине XVIII столетия.
В монастыре не сохранилось ни одной средневековой постройки, не то что от Средневековья, а от времени Барского, который видел обитель маленькой и бедной. Самые ранние из сохранившихся построек датируются концом XVIII столетия, остальные – XIX–XX. Нынешний ансамбль включает в себя части более старых построек, но восстановлен в течение последних 60 лет. Монастырские постройки двухэтажные, в плане имеют П-образную форму и окружают церковь с запада, юга и востока. С северной стороны монастыря расположена трехнефная церковь с деревянной крышей.
Большинство икон в этой церкви датируются XIX веком, однако есть и ранние: XVI (праздники), XVII и XVIII веков (местные и деисусные). Наиболее интересны иконы Иоанна Богослова (местная), и деисусные – Богородицы и архангелов Михаила и Гавриила (1).
Икона Богородицы Троодитиссы в местном ряду – возможно, потомок той, что видел Барский. Однако не исключено, что это именно она, только под записью, потому что в самом конце XVIII века ее украшали окладом, одновременно могли поновить. Камень вроде бы тоже имеется на ее обороте. Так называемый «Пояс Богородицы» появился здесь уже в XIX столетии (2).
…Восходихъ високо на гору Троодос, яко час един, и прийдох к монастирцу, Троодитиса прозванному. Монастирец оний ест зело мал и убог, и зданием тесен, но на многокрасном и безмолвном месте и здравом воздусе, и при водах текущих, между горами, густим лесом пораслими, високо же, яко в пол гори Троода, стоит, отнюду же и Троодитиса нарицается. Создася же от древних християн в имя Пресвятия Богородицы, её же и храм мал тамо обретается, украшением внутрним подобен, якоже и в предписанном монастире Святих бессребник, с врати единими, от запада, и долу дсками древяними, хлада ради, тамо бываемого в зиме; сего ради и церковь и келии вси покровенни суть чрепицею.
Входи монастира два, един мал, созади олтаря церкви, и другий велик, от странни полуденной, идеже пред врати и орехи два насажденни, при малом потоце, многое лепозрение показуют. Обретаются же окрест и иная древеса садовная и источников три, един пред монастирем недалече, яко вержением камени, исходящь и пред врати монастиря текущий, и другие два от странни восточной, созади церкви, недалече един от другого исходящий, таже совокупляющийся в един ров, от них же един, одесную текущ, мало теплую и не весма здравую воду раждает, другий же, ошуюю, здраву, легку, сладку и зело хладну, яко лед, найпаче же в время летное. Обител она зело прекрасна ест, ради леса густого и поения птиц различных, уединения же и безмолвия, и не точию прилична иноком, но и пустинножителем к пребыванию; но иноки не обретахуся тогда, точию един иеромонах с послушником, от рукоделия питающийся, иже мне тогда показа много страннолюбие, и гостих тамо чрез шест дний.
Обретается же в монастирци оном образ чудотворен пресвятия Богородицы, наипаче же град (якоже слышится) творит ниспадати, егда бывает износим от монастиря к окрестним весем, у моления ради губителства или инного некоего гнева Божого. Имат же созади на хребте, отвне олтаря, въгруженний некий камен горный, некиим художеством прилеплен, о чесом многая прекословия и несогласнии повести слышаться от обитателей тамошних, неприличных к писанию и вероятию, ибо общий народ, не имущи совершенного предания, многии соплетают басни, от них же вероятнейший предлагаю зде, к рассуждению читателю. Неции повествуют, яко отроку некоему недугующому иногда, от окрестнихь жителей, тяжестним недугом, обещания родители его, аще оздравеет, постригти в иноки в обители той, по оздравении же покаяшася от обещания и хотяху солгати Богу. Но Бог множицею посмевания не терпит: „обетуйте бо (рече Псалмопевец) и воздадете Господеве Богу вашему“. Умислиша убо удержати отрока и вьместо обещания дати ин некий дар от стяжания. В един убо от дний пришедшим родителем с отроком в монастир, поклонения ради, и творящи молебен пред образом пресвятия Деви Богородицы благодарствен, с принесением и предложением даров, чудесно же некако от древяного покрова церкви ниспаде камен, хотящи убити отрока за солгание родителей, и внезаапу движеся образ пресвятия Богородицы намесний от обичного своего места, от иконостаса, си ест от резания, и уклоншися низу, аки пасти хотящ, покривши отрока, прият на хребет свой оний камен и избави отрока от смерти, и отътогда даже и донине вгружен пребивает.
Мне же сумнение ест о семь, но разсуждай совершенно. Камень оний есть весьма подобны каменемь, тамо в горе обретающимся, видом темень, аки чернь, тяготою же познавается быти яко две литри, или два фунта; зрится быти не вогружен, но прилеплен некиим художеством, кътому же, естественно падши, въгрузитися не можаше, ибо церковь есть низка и камень мал, и древо образа крепко, преестественно же может быти. Аще же изначала и вгружен быст камень преестественно, последи же паде, и паки прилепися руками и художеством, вероятно есть.
Инии же глаголют, яко уби камень отрока, и молящимся родителем паки воскреси Богородица и быст мних.
Слышах же паки инако повествуемо от некоего благоразсудного священника мирского, иже рече мне сице: граду иногда бывшу великому, подобному яблоком, от них же един тамо в горахь по случаю паде на некую острину, или рог навислий, и отсече част каменни, или на отсечен падши, от расседения слонца полящого и зноя стужающего, сверже част низу. Пастир же, съкровен вь некоей пещере, видевь необичное, взя оную отваленную часть камене и принесе вь монастир, и извести, яже виде. Иноци же, мняще чудо быти Богородицы, повергоша в олтаре. Поклонницы же, приходяици часто к Богородичному образу, и камень оний имеяху в говений и не малом почитании, найпаче же от общего народа. Многими убо лети лежащому каменю в олтаре небреженну, говению же людскому день от дне умножающемуся, последи иноки прилепиша его на иконе съзади, внутрь олтаря; прилепление же некиими цветами заглажденно есть, да неудобь познаваемо будет. И сице и донине купно с иконою почитается.
Аще же достойный есть говения и почитания оный камень, к рассуждению мудрейшимъ оставляю.
Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. Часть 2. СПб., 1886. С. 290-293
Место и путь на карте
Координаты: 34.911900 32.837800 − монастырь Троодитисса
Комментарий
(1) информация взята из энциклопедии Полигноси (2) информация с официального сайта Православного Палестинского общества
Литература
Зыкова Н.В. Паломничество на Кипр православный (по стопам Василия Григоровича-Барского). Ларнака, издательство Русского православного образовательного центра, 2013. С. 108-114.
© Юлия Бузыкина
|