Называется царским, а приписан к Гробу Господню
Покинув монастырь св. Пантелеймона, Барский прошагал часа три в сторону Морфу и оказался в монастыре св. Георгия Оригата.
Барский считает, что монастырь основан при венецианцах, но в действительности он гораздо древнее – еще киевлян не крестили, а в него уже вкладывали дорогие книжки. Обитель подчиняется Иерусалимскому патриархату, с которым у Барского были давние дружеские связи. Начальником монастыря, которого посылают из Иерусалима и сменяют раз в 4 года оказался его старый знакомый, поэтому Барский отлично провел здесь девять дней, успел все рассмотреть и нарисовать.
Монастырь находится на плоской вершине холма, защищен самой природой, вокруг полно пещер. В них можно жить отшельникам, но монастырю чинят препятствия, поэтому по пещерам живут в основном всякие сельскохозяйственные животные – волы, овцы и козлища, - монастырь живет натуральным хозяйством.
Барский пишет, что в монастыре две церкви, одна с куполом, другая без. Одна древняя и вся украшенная фресками, а другая попроще. Древняя того и гляди упадет, вторая еще держится, и в ней идет служба. Среди местных достопримечательностей Барский также отметил бассейн, куда собиралась вода из близлежащего толстого источника.
Путешествующи убо от предъреченного монастиря нового, святого Пантелеймона, яко часа три, взийдох на холми високи, до монастиря инного. Монастир оний, в имя святого великомученика Георгия, сооружен от древних княжат христианских (якоже от предания слишится), в время панства Венецкого, егда обладаху Кипром (1).
Под влаcт владик тамошних не належит, но под святейшего патриарха Иерусалимского, понеже есть причастен и дарован Гробу Господню, и оттуду носилается началник, и по четирех летех пременяется. Стоит на месте високом и прохладном зело, и равном, на воскрилии отваленних гор, верху единого великого холма, идеже удивителная равнина поля распространяется, неколико число кипарисов диких окрест имущая. Основан на камени твердом и неразделном, четвероуголно стенамы низкими огражден, идеже стена полуденная, над отвалением гори каменной сущая, подножиями многими, при стене здан ними, поддержима ест, болшего ради утверждения и несуменной крепости; ест же несовершен и мал расположением.
В время бо созидания, попущением Божиим, грех ради человеческих, нашедшим бранем, от агарян пленися вес остров и суетна вся быша. Сего ради, ниже келии окрест не успеша создатися, точию две или три келии от стени западней, идеже и врата монастиря великолепозданна, и покров или осенение пред врати, на подобее паперти, лепо и хитростно от камене гладкосеченного вооруженна, идеже и восход каменний сопреди, и древо финика не странне вожделенное очесем зрение показует.
Стоит же на месте уединенном и безмолвном, далече от мирского мятежа, и весма приличествует иноческому житию, ибо и пещери в горах окрест имат обстоящий, нерукотворенни, но самородни, в них же нине не пустинножителе скитаются, но воли, овцы и козлища вь время зими и дожда сокриваются, от них же наиболший вертеп ест, его же вход зрится сьпреди монастира, на стране запада, внутр сада, и испразняет все место под основанием монастирским, иже всякого зрителя к удивлению подвизает немалому.
Посреде монастирца оного два храми мали съвокупно созданни, от них же един зело древний, кроме глави, и едва могущий стояти, и кроме образов и пения ест; вторий же, с главою, идеже повседневное совершается пение и бескровная жертва, такожде ест мал, яко два сажни в широту и три или четири в долготу, с трема малими врати, северними, полуденними и западними, идеже и паперт мала, такожде с врати от запада, пред ними же и восход, лепо от камени создан круговидно. Церковь же оная ест вся, сверху до низу, иконописанна и мраморми постланна, и четирма мраморними столпами лепими поддержима, иже сут в толстоту человеку, и в висоту яко полтора сажня.
Низу, между западом и полуднем, вне монастиря, яко вержением камени, источник толст води текущой, хладну и сладку, и здраву воду имущий, с призданием каплицы, отнюдуже бистро текущи на низ, в сад монастирский, собырается вь едину каменнозданную дексамению, си ест сажалку, и оттуду напояют иноцы древеса и зелия, иже сут малочисленны, точию три или четири, не могут бо более жителствовати, ради даяний неистерпимих Турецких. Сего ради, ниже чина иноческого совершенно не держат в пении и трапезе, но пребивают, якоже и в предписанних монастирех, питаются от труда земледелного, от овец и козлищ.
Тамо обретох началника, мужа зело благоразумна, добронравна и страннолюбива, с ним же еще исперва познахомся вь Иерусалиме, и угости мя зело честно и любовно, и замедлих в оном прекрасном монастирцы чрез дний девять и, имущи время покоя, начертах истиное его изображение с многим тщанием, якоже зде на хартии зрится. Именуется же обитель она по Греческу ο αγιος Γεοργιος ο ριγατης (2), си есть святый Георгий царский, от царей бо древних, общий народ по преданию повествует, создатися, или от княжат древле бивших, якоже прежде рех.
Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. Часть 2. СПб., 1886. С. 256-258
Место и путь на карте
Координаты: 35.226250 33.090200 − монастырь Георгия Ориата (Ригати)
Комментарий
(1) Монастырь св. Георгия находится приблизительно в четырех километрах от поселения Кира (совр. турецкое название Mevlevi) и был основан и отстроен в первый раз еще при византийском императоре Никифоре Фоке (963–969). Это известно благодаря тому, что ромеи любили делать в дорогих книжках всякие записи. В Парижской национальной библиотеке хранится греческая рукопись, сборник Слов Василия Великого (Gr 497). На л. 321 об. той рукописи имеется колофон, а на л. 329 об. владельческая запись, на основании которой исследователи делают вывод о том, что рукопись была вложена византийским чиновником протоспафарием Никитой в монастырь св. вмч. Георгия Ориата (Ригати) в Морфу на Кипре в 970 г., соответственно, в это время монастырь уже существовал. Монастырь упоминается также в итальянском документе 1553 года. Барский описывает две церкви, одна сводчатая, а другая с куполом и украшенная фресками. Сегодня на их месте сохранилась двухнефная церковь. Ее стены частично относятся к древнейшим церквям, описанным Барским. На момент описания монастырь был метохом Святого Гроба, т.е. подчинялся Иерусалимскому патриархату. В результате событий 1974 г. монастырь запустел и представляет собой руину, пока подлежащую восстановлению, но его никто фактически не охраняет. Монастырь стоит на плоской вершине холма, вокруг имеется несколько пещер. Информация о состоянии монастыря взята отсюда (2) Так написано у Барского. Сейчас официальное название монастыря пишется так: Ἡ Ἱερά Μονή τοῦ Ἁγίου Γεωργίου τοῦ Ρηγάτη
Литература, ссылки
Зыкова Н.В. Паломничество на Кипр православный (по стопам Василия Григоровича-Барского). Ларнака, издательство Русского православного образовательного центра, 2013. С. 30-31.
Добрынина Э.Н. Греческий рукописи «круга протоспафария Никиты» около 970 г. // Византийский временник. № 103. 2019. С. 205-219.
ΠΑΠΑΓΕΩΡΓΙΟΥ Α., «Γεωργίου Αγίου Ρηγάτη εκκλησία», ΜΚΕ 4 (1986), σ. 54.
ΠΑΠΑΓΕΩΡΓΙΟΥ Κ., Κυπριακά μοναστήρια, σ. 414-415.
ΣΤΥΛΙΑΝΟΥ Α., Αι περιηγήσεις του Ρώσσου Μοναχού Βασιλείου Γρηγόροβιτς Βάρσκυ, σ. 55-56 [Απρίλιος 1735].
ΧΑΤΖΗΨΑΛΤΗΣ Κ., «Βυζαντινά και κυπριακά του 10ου μ.Χ. αιώνος. Προσωπογραφικά-Τοπωνυμικά-Μοναστηριακά», ΕΚΜΙΜΚ 2 (1993), σ. 245-256.
© Юлия Бузыкина
|