Монастырь Продромос Меса Потаму – сосны и немного запустения
Барский продолжает путь в сторону Троодоса, вверх в горы. Через три часа он добрался до монастыря Иоанна Предтечи Меса Потаму. Монастырь подчинялся Китской епархии с центром в Кити недалеко от Ларнаки. Он расположен в прекрасном месте, среди сосен. Постройки небольшие и крыты черепицей. Насельников мало, две-три кельи. Насельники питаются от земледелия и пасут коз. Барский похвалил место как пригодное для монашеской жизни, а рисовать монастырь не стал: место было очень красивое, здания же ему такими не показались, а рисовать он умел только архитектуру.
Неизвестно, когда и кем был основан монастырь. Первое упоминание монастыря Меса Потаму датируется 1468 годом, 4 апреля. Король Жак II жалует кир Григорию старцу (игумену) Месу Потаму, а затем его племяннику Каллисту 12 мер вина и 5 безантов из налогов поселения Киланы пожизненно (1). Второе упоминание принадлежит Эстьену де Лузиньяну. Он писал о св. Феофане, Солийском епископе, что он покинул свою епархию и удалился в монастырь Меса Потаму, где и скончался (2). Монастырь продолжил свое существование и при турках. В 1584 г. игумен Стефан вложил в монастырскую церковь образ Предтечи. При турецкой власти монастырь обеднел, и в таком положении его застал Барский. До наших дней дошла маленькая церковь, описанные Барским кельи не сохранились. В 2003 году усилиями митрополита Лимассольского Афанасия монастырь возобновлен.
Оттуду, попренощевании, начах въсходити на предреченную знаменитую и высочайшую гору Троодос, и шествовах часа три, и прийдох к обители малой святого Иоанна Предитечи, такожде (3) лежащей в епархии Китской. Монастирец оний ест мал, именуемий Гречески ο Πρόδρομος του μέσα Ποταμού, еи ест Предитеча внутрний реки. Обретается между горами прекрасними, густим лесом пораслими и множеством певгов (4), при источниках водь сладких, близ реки малой или потока великого; имат церковь малу и две, три келии точию, с чрепицею, снегов рады (5), и игумена с двема иноки, такожде вертоград и неколики винограды; мнихи питаются, якоже и в прочиих обителех, от земледелия и пасения козлищ. Словом рещи, зело место прекрасное и от мира далече уединенное, и не точию иноческому, но и пустынному жителству прилично. Икони же его не изобразихь, понеже место точию окрест ест лепотно, здания же худа.
Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. Часть 2. СПб., 1886. С. 287-288
Место и путь на карте
Координаты: 34.894600 32.908860 − монастырь Продромос Меса Потаму
Комментарий
(1) L. de Mas Latrie, Histoire de I’ ile de Chypre, III, Paris, 1855, p. 196 (2) Estienne de Lusignan, Description de toute I’ isle de Cypre, Paris, 1580, 59b-60a. (3) Тут возникает вопрос, почему «такожде». Предыдущий монастырь в Куке подчинялся лично архиепископу, а вовсе не Китской епархии. Возможно, какой-то фрагмент текста здесь пропущен. (4) Соснами. От греч. πεύκο – сосна. (5) Пример упоминания о холодных зимах в горах Троодоса, ради чего крыши крыли черепицей.
Литература
Зыкова Н.В. Паломничество на Кипр православный (по стопам Василия Григоровича-Барского). Ларнака, издательство Русского православного образовательного центра, 2013. С. 108.
Статья в энциклопедии Полигноси
© Юлия Бузыкина
|