Никола Стрешный: маленький, но гордый монастырь
Трикуккийский игумен оставил Барского у ворот монастыря св. Николая тис Стегис близ деревни Какопетрия.
Барский пишет, что территориально монастырь должен быть в подчинении у Киринийского архиерея, но фактически является ставропигиальным и подчиняется лично архиепископу. Несмотря на маленькие размеры и отсутствие монахов, этот монастырек владеет двумя мельницами, довольными участками поля и леса, чтобы содержать себя и платить туркам налоги. Вокруг много воды – это горные реки, текущие в долину и течет мимо монастырей Панагия Подиту, Кусулиотисса и Скуриотисса. Кроме них, в монастыре есть свой источники непосредственно на территории.
Барский останавливается здесь на четыре дня, описывает архитектуру церкви: одна одноглавая, каменная, но эта конструкция снаружи не читается благодаря закрывающей постройку черепичной крыше. Церковь эта входит в список памятников под эгидой ЮНЕСКО, в ней сохранились фрески XI, XII, XIV вв. и 1633 г.
Иконостас относится тоже к XVII в., но сами образы в музее в Никосии. Из этой церкви происходит огромная житийная икона св. Николая конца XIII в. Икона является видным примеров искусства эпохи крестоносцев: иконография, исполнение и надписи – греческие, а вот донаторы – спешившийся рыцарь с конем, женой и дочкой, герб, который пока не расшифрован, некоторые орнаменты и резьба по стуку на нимбе – западные, латинские. Про эту икону есть целая греко-итальянская коллективная монография (1).
Располагая временем, Василий рисует вид монастыря. Рисунок не сохранился, а вот автограф, оставленный Барским под ногой апостола Петра, что написан в 1633 году на одном из восточных столпов – остался. Сейчас у меня под рукой нет снимка, поэтому я перескажу суть.
Барский указывает, что он пришел сюда 30 июля 1735 года, после того как из монастыря Трикуккя поднялся на Троодос, сделал заметки по поводу тамошнего снега, Орлиных купальнях, а также баволнянном камне, луге «Ливади паши» и многом другом, а зовут его – Василий, ничтожнейший из монахов, Москвороссиянин, Киевский паломник.
Затем он отправляется в сторону Левкосии, по пути минуя два совершенно заброшенных монастыря и выходит к монастырю Панагия ту Араку (но об этом в следующий раз).
Монастир оний, аще и в епархии Киринейской обретается, но под власт архиепископа належит, ибо ест обител ставропигия, яже аще и мала зданием ест и иноков отнюд не имат, обаче имат два млина, поля же и леса доволно, отнюду же приобретает пищу и дани Турецкий.
Стоит на месте зело веселом и красном и от мира уединенном, низу гори Троода, между иними низшими горами, древа лесовного и источников чистих и сладких подними, над пропастию реки, от востока текущей с великим шумом и громом, между каменним ровомь, яже начинается тамо, недалече от монастиря, из гори Троода и течет под монастир, оттуду же напаяет всю странну Солею и мимоходит иннии три монастири Богородични, сии ест Ποδύθου, Κουσουλιότησσα ή Σκουργότησσα, о них же первее предписах, пред пришествеем моим до Κύκκου.
Имат источник води зело изрядной, внутр монастиря текущ, и древа садовного отчасти, кътому же и храм мал, лепотного здания и зело древнего, с главою единою, такожде каменно зданною, яже отъвне не весма зрится, понеже вес храм сверху покровен есть покровом великим дре вянимь, с чрепицею, снегов ради и мразов.
Именуется же храм и монастир ο άγιος Νικόλαος της Στέγης, си ест святый Николай Стрешный, в нем же замедливши аз дний четири, изобразих его истинно на хартии, ради внешней красоти, якоже зде зрится. От туду иовращающися вьспят, к Левкосии граду, многи гори дня оного прейдох, восходящи и нисходящи, и мимоидох два монастирца мала, вьвся пуста и раз зоренна, точию церкви имущая, и съболезновахь, яко не имут никого обитающего.
Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. Часть 2. СПб., 1886. С. 300-301
Место на карте
Координаты: 34.978100 32.888600 − церковь св. Николая в Какопетрии
Комментарий
(1) Cipro e l'Italia al tempo di Bisanzio. L'icona Grande di San Nicola tis Stegis del XIII secolo restaurata a Roma, a cura di Ioannis Eliades, catalogo della mostra (Roma, Museo Nazionale del Palazzo di Venezia, 23 giugno - 26 luglio 2009), Roma 2009
Литература
Зыкова Н.В. Паломничество на Кипр православный (по стопам Василия Григоровича-Барского). Ларнака, издательство Русского православного образовательного центра, 2013. С. 118-122.
Stylianou A.&J. The painted churches of Cyprus. Treasures of Byzantine Art. Nicosia, 1985. 2nd edition: Nicosia, 1997. Pp. 53-75
Паттерсон-Шевченко Н. Святой Николай в византийском искусстве // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. М., 2011.
Баччи М. Иконография святителя Николая. Итоги и перспективы исследований // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. М., 2011.
Шалина И. А. Типология древнерусской иконографии святителя Николая Мирликийского XI–XVI веков // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. М., 2011.
The Glory of Byzantium: art and culture of the Middle Byzantine era, A.D. 843–1261. — New York, Metropolitan Museum of Art, 2006. Cat. 263, pp. 397-398, ill.
© Юлия Бузыкина
|