Свято место пусто не бывает
Следующим пунктом после Хрисороятиссы стал монастырь св. Николая или Агиа Мони (букв. Святая обитель). Этот монастырь, один из самых старых на Кипре, на момент прибытия Барского был метохом Киккоса, но история его как святого места уходит корнями в еще языческие времена: когда-то здесь почитали богиню Геру. Организовал святилище один из пафосских царей по имени Никоклеос, здесь археологи нашли памятники эпиграфики слогового кипрского письма, X в. до нашей эры. Монастырем это место, согласно легендам, стало аж в IV в., а отшельников, его основавших, звали Николай и Евтихий. По преданию, это они представляли Кипрскую церковь на Первом вселенском соборе в Никее (325 г.). Первый Вселенский собор − это тот, на котором утвердили православный Символ веры (Верую во единого Бога Отца Вседержителя… ). Позднее в этом монастыре провел четыре года преподобный Афанасий Афонский (о нем см. здесь).
В названии монастыря не отражено посвящение, соответственно, оно позднее. Подробнее об истории монастыря – здесь.
Барскому здесь очень понравилось, хотя жил метох тоже натуральным хозяйством, на нивах и виноградниках которого царил полный порядок. Даже дуб был специально посажен для того, чтобы под ним отдыхать. Путешественник оценил красоту здешней природы и места вообще, описал вкратце архитектуру собора, отметив сводчатое покрытие и дополнительную черепичную крышу, которой у него сейчас нет, и остановился подробно на кимвалах или билах. Поскольку при османах колокола запретили, в монастыре используют (сейчас такое тоже кое-где сохранилось) доску, в которую бьют молоточком.
Все, что вы хотите знать о билах, в том числе с точки зрения Барского, см. здесь.
Василий пишет, что пробыл здесь день и ночь, однако рисунок либо не сохранился, либо не идентифицирован. Утром он отправился дальше, до следующего владения Киккского монастыря.
Монастир оний ест создан в чест Святителя Христова Николая, именуется же общенародно по Греческу Άγια Μονή си ест Святая обител. Изначала бо бяше, в время христианства, богата и многоиноческа, таже бранем бывшим, пленися от варваровь и многи лети стояше пуста, последи же тщанием и помощию отец предреченного началного монастира Кикку мало обновися, отнюду же и иконом с иноцы двема или трема поставися, управления ради дел монастирских, иже земледелием и воспитанием животнихь кормятся, и по силе, причастни суще началной обителе, послушают ей и помоществуют в всякой потребе. Ест монастир оний не мал расположением в широту же и долготу, с подвореем пространним и с келии, окрест стоящими.
Имат три входи, от запада, севера и юга, от восточной же странны церков лепу и пространну, от великого и твердого камени крепко зданну и кругом, или склепом, сверху заключенну, отъвне же инним покровом древянимь, якоже и в близ писанних обителех, и чрепицею покровенна.
Внутрь иконостас и свещники, и кандили малоценни имат, убожества ради, долу же великими дсками каменними изрядно посланна; шестмы столпами зданними вся тягота её поддержится. Имат врать пят, три от запада и едини от севера, и едини от юга; паперт имат такожде велику, с трема двери, от запада, идеже и предвратие, по обичаю святогорскому, особно зданное и покровенное, от юга, и тии затворенни всегда пребивают и непотребни к отверзению, ради малого числа инок и несовершенного их чина, и третий от севера, иже в вся отщепишася и в время обновления, и на месте оном окно создася мало, лучшего ради воскрепления обетшавшего здания.
В предвереи же храма по вешенна суть било древяно и клепала железно, по обичаю древнему. Известно же буди, яко в всех монастирях Кипрских не обретаются кимвали, си ест звони, но точию била и клепалы. Изначала же бяху, но, наставшей власти бесурманской, запрещенны суть; в мирских же церквах и била запретишася, разве точию в некиих христианских весех, далече уединенних.
Обител она мне зело возлюбися, и не могох уведати, от кого исперва создася, но рассудих, от останков, нине обретаемих, яко царских и блогородних некиих имеяше ктиторей. Стоит же на месте изрядном, равном и зело прекрасном, и далече уединенном от мятежа мирского, при висотах предреченной белой гори. От севера, востока и юга окружается горою и тол лепозрачним и густим лесом яко превосходит внешною красотою все предписаннии монастири. На полудни суть виногради сажденны и от севера ниви оранны, идеже и ток прекрасний, камением посланний, от древних времен, еже в инних обителех не обретается; таможде и дуб великий, лепозрачний, древле насажден, к препочиванию труждающихся. На воcтоце, созади монастиря, источник води хладной и здравой, иже ниспадающи в едн малий удол равний, многу зеленост раждает, и, проходящи некиим сокровенним под землю путем, сквозе основания, паки пред врати монастирскими течет от странны западней, идеже орех велик насажден на ниве равной; последиже удол широкий и глубокий протязается далече. Тамо аз, аще и немного медлих, точию чрез ден и нощ, обаче потщихся с прилежанием подробну вся начертати, не точию словеси, и образом истиннимь, якоже зде зриться. Не хотех же более тамо замедлити, ибо иконом не страннолюбив и не сладкоглаголив к мне показася. От туду убо заутра исшедши, шествовах два часи к некоему дворцу монастира Кикку.
Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. Часть 2. СПб., 1886. С. 271-273
Место и путь на карте
Координаты: 34.899500 32.618700 − монастырь Агиа Мони
Литература
Официальный источник по монастырю на английском.
Зыкова Н.В. Паломничество на Кипр православный (по стопам Василия Григоровича-Барского). Ларнака, издательство Русского православного образовательного центра, 2013. С. 70-73.
Лосева О.В. Иереев монастырь // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 21. С. 250-252. Электронная версия.
© Юлия Бузыкина
|